1 фото - Лесовозная машина МАЗ-509П на переднем плане, за ним следует его предшественник - лесовоз МАЗ-501, Шарьинский район Костромской области, 1970 год;
2 фото - Погрузка хлыстов на лесовоз МАЗ-509П, Первомайский леспромхоз, Республика Адыгея, 1970-ые годы;
3 фото - Новые лесовозные машины МАЗ-509 поступили в леспромхоз города Подпорожье, Ленинградская область, 1976 год;
4 фото - Вывозка леса лесовозом МАЗ-509, Шарьинский район Костромской области, 1977 год;
5 фото - Лесовоз МАЗ-509 на вывозе хлыстов в Опаринском районе Кировской области, вторая половина 1970-ых годов;
6 фото - Погрузка леса на лесовоз, Лодейнопольский леспромхоз Ленинградской области, 1980 год;
7 фото - Погрузка хлыстов челюстным погрузчиком ЛТ-65 на базе трелевочного трактора на лесовоз МАЗ-509А в районе верховья реки Убинка, Северский район Краснодарского края, 1983 год;
8 фото - Погрузка хлыстов челюстным погрузчиком ЛТ-65 на базе ТТ-4 на лесовозные машины МАЗ-509А, Горячеключевской лесокомбинат, Горячеключевское лесничество, Краснодарский край, 1984 год;
9 фото - Лесовоз МАЗ-509А с хлыстами на дороге по пути в Черниговское лесничество, Апшеронский лесхоз, Краснодарский край, 1980-ые годы;
10 фото - Разгрузка лесовоза МАЗ-509А дельферной установкой на нижнем складе Черниговского лесопункта, Апшеронский лесхоз, Краснодарский край, 1980-ые годы.
МАЗ-509П был создан в 1965 году, пришел на смену капотным модернизированным автомобилям-лесовозам МАЗ-501Б предыдущего 200-го семейства. Автомобиль был создан на базе МАЗ-500 и имел соответствующую колесную базу - 3850 мм. Серийно выпускался в период 1966-1969 годов. Особенностью этого лесовоза являлись однодисковое сцепление и планетарные ступичные колесные редукторы переднего моста, аналогичные таковым на заднем мосту. На автомобилях первых выпусков грузовая платформа была выполнена как у МАЗ-501Б - отсутствовало устройство для перевозки роспуска на шасси автомобиля (как следствие - отсутствовал и паз в щите перед кабиной под дышло роспуска), лебедка с приводом и трособлочная система, накатные плоскости и буксирная рамка. Вместо буксирной вилки автомобиль был оборудован стандартным буксирным прибором двухстороннего действия. Впоследствии автомобиль получил оборудование для погрузки и перевозки роспуска на шасси автомобиля при порожнем пробеге (погрузка прицепа на тягач имела целью сохранить ходовую часть роспуска при движении без хлыстов бревен и улучшить маневренность тягача). По времени выпуска МАЗ-509П с возимым прицепом-роспуском можно различить по форме закабинного щита: ранние машины имели щит прямоугольной формы (на фото слева), а поздние - со скошенными верхними углами, при этом паз под дышло наличествовал на всех таких машинах. Вместе с МАЗ-509П применялись прицепы-роспуски 2-Р-15 (ТМЗ-803А) и 2-Р-15Т (ТМЗ-803);
Модернизированный лесовоз МАЗ-509 (вариант первой модернизации, без буквы в индексе на конце) выпускался в период 1969-1977 годов с использованием узлов и агрегатов модернизированного МАЗ-500А. МАЗ-509 отличался от более ранней модификации лесовоза МАЗ-509П увеличенной колесной базой до 3950 мм (на 509П 3850 мм), двухдисковым сцеплением, другими числами коробки передач и раздаточной коробки (увеличилась скорость с 60 до 65 км/ч), передним мостом с обычными, а не планетарными, колесными редукторами, измененной передней частью кабины, увеличенной грузоподъемностью на 1 тонну, для создания наилучших условий погрузки прицепа-роспуска модернизированные лесовозы начали снабжаться лебедкой с приводом от коробки отбора мощности и поворотным коником с тросом натяжения и откидывающимися стойками. Максимальная нагрузка на коник составляла 5500 кгс. Снаряженная масса 8800 кг. Максимальная грузоподъемность 20 тонн (позднее в ходе модернизации её увеличили на тонну и появилась новая раздельная тормозная система, у каждого из мостов). Как и в предыдущей модели задние колеса были двускатными, размера 320-508 (12,00-20). Дорожный просвет передней оси составлял 31 см., задней 30 см. Двигатель ЯМЗ-236 - дизельный V6 мощностью 180 л.с. при 1700-2100 об/мин. КПП 5-ступенчатая механическая. Лесовоз работал вместе с 2-осными прицепами-роспусками ГКБ-9383 или ТМЗ-803М. Использование данных прицепов-роспусков позволяло перевозить на МАЗ-509 древесину длиной 17-27 м. Общие габаритные размеры 509-й модели (длина х ширина х высота): 6770 мм х 2600 мм х 2800 мм (по кабину)/3000 мм (по кромке ограждения, без нагрузки). В конце 1960-х - начале 1970-х годов на Минском автозаводе модели проходили сертификацию на Государственный знак качества СССР. В 1973 году эта почетная награда была присуждена и МАЗ-509. По некоторым данным таких лесовозов сделали 26 666 экземпляров;
МАЗ-509А (вариант второй модернизации) выпускался в 1978-1990 годах, он получил новую переднюю часть и некоторые другие элементы от модернизированного МАЗ-5335, однако на смене индекса на четырехзначный это не отразилось - лесовозы по каким-то причинам сохранили старое трехзначное обозначение (вновь с добавлением буквы). Учитывая цели модернизации всего семейства МАЗов (к примеру приведение светотехники к европейским нормам - не столько с целью экспорта, сколько чтобы иметь возможность осуществлять международные перевозки на отечественной технике), в первую очередь модернизировались седельные тягачи и бортовые грузовики, лесовозы уже после них.
#Лесовоз #МАЗ #МАЗ_509 #СССР
1 фото - Лесовозная машина МАЗ-509П на переднем плане, за ним следует его предшественник - лесовоз МАЗ-501, Шарьинский район Костромской области, 1970 год;
2 фото - Погрузка хлыстов на лесовоз МАЗ-509П, Первомайский леспромхоз, Республика Адыгея, 1970-ые годы;
3 фото - Новые лесовозные машины МАЗ-509 поступили в леспромхоз города Подпорожье, Ленинградская область, 1976 год;
4 фото - Вывозка леса лесовозом МАЗ-509, Шарьинский район Костромской области, 1977 год;
5 фото - Лесовоз МАЗ-509 на вывозе хлыстов в Опаринском районе Кировской области, вторая половина 1970-ых годов;
6 фото - Погрузка леса на лесовоз, Лодейнопольский леспромхоз Ленинградской области, 1980 год;
7 фото - Погрузка хлыстов челюстным погрузчиком ЛТ-65 на базе трелевочного трактора на лесовоз МАЗ-509А в районе верховья реки Убинка, Северский район Краснодарского края, 1983 год;
8 фото - Погрузка хлыстов челюстным погрузчиком ЛТ-65 на базе ТТ-4 на лесовозные машины МАЗ-509А, Горячеключевской лесокомбинат, Горячеключевское лесничество, Краснодарский край, 1984 год;
9 фото - Лесовоз МАЗ-509А с хлыстами на дороге по пути в Черниговское лесничество, Апшеронский лесхоз, Краснодарский край, 1980-ые годы;









