Мотопроизводство в Ижевске началось в 1929 году, с первого мотоцикла Иж-1, разработанного Петром Можаровым. Серийно мотоциклы стали выпускать в 1933 году на Ижмаше – тогда Ижевском железоделательном заводе. Для этого на предприятии построили отдельное производство — МСК.
На время войны выпуск мотоциклов прекратился – все предприятия Удмуртии работали на оборонную промышленность. В мирное время производство возобновилось. Всего с конвейера Ижмаша сошло около 12 миллионов «Ижей». Большинство выпущенных моделей представлены в экспозиции нашего музея. Здесь можно увидеть 5,6 и 8-миллионные «Ижи». 7-миллионного у нас нет, скорей всего, он был подарен кому-то из работников завода.
Первый Иж,1929 года выпуска, весил 300 кг без коляски и развивал максимальную скорость 65 км/ч.
Последний мотоцикл «Иж» вышел с конвейера завода в 2006 году. Официальная причина прекращения выпуска — отсутствие рынка сбыта. Руководство предприятия посчитало мотопроизводство нерентабельным и объявило решение о закрытии. Комплекс МСК-14 распродали.
В советское же время картина была иной – «Ижи» с огромным успехом продавали по всему миру, не говоря уже о стране, а также поставляли в школы мотоспорта.
Потребность в нашей продукции в советские годы была колоссальной – партия принимала несколько постановлений об увеличении выпуска.
Самой популярной моделью была «Планета Спорт» — она пользовалась бешеной популярностью, для нее даже был сделан отдельный цех.
Реально к производству данной модели приступили в 1973 году, но первые спорты вышли в продажу в 1974 г. На то время это был революционный по советским меркам мотоцикл, внешне схожий с японскими мотоциклами 60х-70х годов.
Он был с высоким качеством сборки и экспортировался во многие социалистические страны, составляя серьезную конкуренцию Явам и CZ. Выпускался до 1984 года, но особенно ценились и ценятся до сих пор ИЖ ПС первых выпусков.
Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя (т.е. в бак заливали только бензин, для масла был отдельный бачок), которую перестали устанавливать в 1977 году.
Кроме Планеты, популярны были «Юпитер», чоппер «Юнкер», грузовая «Планета», мотовездеход «Самсон».
Популярных моделей могло быть и больше – конструктора Ижмаша создавали много опытных, передовых экземпляров, которые эффектно смотрятся и по сей день, но не пошли в серийное производство. Например, мотоцикл для эскортирования, складной трехколесный мотороллер и даже мотомашина!
На Ижмаше выпускали и мотоциклы для профессионального использования — для патрульных служб, а также для пожаротушения. Мотоцикл для пожаротушения разыгрывали на межреспубликанских конкурсах пожарных – считалось за честь уехать оттуда с ижевским мотоциклом.
