На просьбу показать пример "безупречной работы А.Дюкова с источниками" автор восторга почему-то начал уходить в сторону, а потом затих...
Но я так-то, в отличии от псевдоисторика Дюкова, совсем не источниковед, да и образованием не могу похвастаться, но вижу даже невооруженным взглядом, что дюковские приемы работы с источниками находятся на уровне школьной научно-практической конференции, где ему даже грамоту не дали бы, кстати.
Вот он продолжает свою поездку в антисоветской кибитке и доползает зачем-то до темы пассажирского флота СССР. Что-то видимо его затревожило, когда он изучал очередные "источники".
"Интересно, что после войны, пассажирские корабли для речного флота СССР в подавляющем большинстве строили в ГДР (типы "Родина", "Байкал"), в Чехословакии (типы "Октябрьская революция", "Россия") и Венгрии (тип "Дунай"). Объяснений этому может быть два, и оба неприятные:
➡ либо советская судостроительная промышленность с массовым производством пассажирских судов не могла справиться;
➡ либо в рамках поддержки соцстран им отдавали строить то, что могли бы построить сами - и, таким образом, кормили чужих в ущеб своим."
После войны, так-то, Советская промышленность много с чем не могла справиться. И это логично. Но вот где цифры/факты на которых Дюков строит свои размышления? Конечно они есть и показывают, что в СССР с 1960-х (если конкретизировать, то с 1957 года) в основном делал упор на массовое строительство высокоскоростных речных судов типа "Ракета", "Метеор" и "Восход" и в итоге Советский Союз имел самый крупный в мире гражданский речной флот на подводных крыльях. А вот пассажирские речные многопалубные тихоходы (кроме речных трамвайчиков типа "Москва") с тех же 1960-х практически полностью были переданы на строительство в другие страны. Обратим внимание, что речные пассажирские суда типа "общественного транспорта" преимущественно строились в СССР, а в других странах строили круизные суда (т.е. в основном для "увеселительных" туристических путешествий). Это так-то разные вещи. Но как так вышло?
И вот тут "великий источниковед" должен был взять и ради интереса немного изучить вопрос, но у него на это нет ни времени, ни умения. Поэтому он продолжил свое "изучение" с помощью "тупо вбиваю в яндекс и беру что попадается". И вот уже его следующий пост, теперь уже на морскую тему:
"Морские пассажирские суда СССР к 80-м годам
Максим Горький (ФРГ) водоизмещение 24200 т, габариты 194.7 х 26.6 м, осадка 8.3 м, мощность дв. 22700 л.с., скорость 22 узла, экипаж 330, пассажировместимость 788, год постройки 1969, начало эксплуатации 1974.
Федор Достоевский (ФРГ) водоизмещение 20600 т, габариты 176.3 х 22.6 м, осадка 5.8 м, мощность дв. 20900 л.с., скорость 18 узлов, экипаж 275, пассажировместимость 650, год постройки 1986, начало эксплуатации 1988.
Леонид Собинов/Федор Шаляпин (Великобритания) водоизмещение 22500 т, габариты 185.3 х 24.4 м, осадка 8.7 м, мощность дв. 24500 л.с., скорость 19 узлов, экипаж 444, пассажировместимость 880, год постройки 1954, начало эксплуатации 1973, всего 2 штуки.
Россия (Германия) водоизмещение 20000 т, габариты 182.1 х 22.6 м, осадка 7.1 м, мощность дв. 18000 л.с., экипаж 260, пассажировместимость 730, год постройки 1938, эксплуатация 1946-85.
Советский Союз (Германия) водоизмещение 23000 т, габариты 205.2 х 24 м, осадка 8.7 м, мощность дв. 13500 л.с., скорость 16 узлов, пассажировместимость 1176, год постройки 1922, эксплуатация 1947-80.
Адмирал Нахимов (Германия) водоизмещение 23500 т, габариты 174.3 х 21 м, осадка 9 м, скорость 16 узлов, экипаж 276, пассажировместимость 1500, год постройки 1925, годы эксплуатации 1947-86....
...
- и т.д.
ОЙ."
Я подрезал этот пост, т.к. он представляет из себя копирование из одного из многочисленных постов из ЖЖ или Дзена, где есть ссылка на неработающий давно сайт. От Дюкова тут только авторское ОЙ.
У нас тоже ОЙ есть, т.к. в этом списке, непонятно зачем перепощенном, мы видим трофейные суда типа "Адмирал Нахимов" и "Россия". Дюков даже не постарался отделить зерна от плевел, а ойкает как барышня таракана увидевшая.
Но это ойканье не мешает Дюкову делать позже какие-то выводы:
"Попробую обьяснить максимально доступно.
СССР нужны пассажирские корабли. Он не может произвести их сам (из-за загрузки верфей, из-за отсутствия компетенций в массовом гражданском судостроении) и потому покупает на стороне дороже, отдавая свой внутренний рынок гражданского судостроения другим странам.
Что получает ГДР от производства и продажи пассажирских кораблей СССР? Рабочие места, деньги которые получают судоверфи и их поставщики, и прибыль. Все перечисленное, соответственно, не получает СССР.
Рабочие места для СССР не проблема, все рабочие уже заняты на производстве (правда, производительность труда чрезвычайно низкая). Деньги для предприятий в плановой экономике тоже не особая проблема. Но прибыли нет. И в целом СССР в финансовом минусе."
Как Дюков просчитал финансовый минус - нам не известно. Но он же знатный источниковед и, видимо, изучил бухгалтерии нужные и провел расчеты. В противном случае - это пустая обывательская болтовня на которую каждый из нас способен и без называния себя "историками".
Почему покупает дороже? На основании чего такой интересный вывод? А не может ли быть, что покупает то как раз дешевле в силу ряда причин? А, ну это же причины надо изучать, источники рыть, но источниковед такой ерундой не занимается, когда есть способ "тупо вбить в яндекс и смотреть первые строчки результата поиска".
Будь наш "историк" хоть немного историком, то он мог бы и перестать быть псевдоисториком Дюковым. Но не перестанет.
Вот какую ошибку совершил этот дундук? Для начала он не разделил весь флот на явные части: военные суда, транспортные суда, рыболовные суда и пассажирские суда. Поделив вот так и посчитав сколько чего было, раскидав это все по местам строительства уже можно делать какие-то далеко идущие выводы. Но и тут могла быть засада для Дюкова, так как для него все пассажирские суда - это только круизные, как показывают его "глубокомысленные" текстики. И нет у нас местных, среднемагистральных, прогулочных и т.д. Притом местные и среднемагистральные - это есть главное в пассажирском флоте. И именно эта главная и важная часть в основном строилась в СССР.
И еще момент: верфи соцстран строили кораблики пассажирские в основном по Советским проектам. То есть, это так-то не просто взяли и купили.
Впрочем, Дюкову все эти мелочи не важны, так как он мыслит другими категориями, которые совсем далеки от реальности:
"Строительство торгового флота для быстрого заработка валюты - это классический признак того, что СССР стал частью мировой капиталистической системы, упомянутый в "Красной глобализации" Санчеса-Сибони. А в комплекте с отказом от строительства своих пассажирских кораблей для внутреннего потребителя (проще купить, чем производить; к тому же использование внутри СССР валюты не принесет, следовательно это унылая социалка) - можно уже четко разглядеть близкое будущее постсоветских 90-х."
Еще раз отметим то, что Дюков уверен в том, что в СССР не строили пассажирские корабли для внутреннего потребления (типа это же унылая социалка!), а как же правильная работа с источниками? И где те источники, которые он употребляет (кроме водки) для своих выводов?
Посмотрим перечень типов корабликов для чисто внутреннего потребления в Советское время, которые строились серийно в СССР. Берем, конечно, наиболее распространенные (в противном случае списочек станет довольно громоздким). И оговорю, что берем мы тут те суда, которые строится начали в конце 1950-х-начале 1960-х и далее, то есть после того, как в 1950-е годы в силу послевоенных причин часть местно-пользовательского водного транспорта заказывали на верфях ГДР, ПНР, ЧССР.
Речные
Теплоход тип "Москвич" (местные линии) - выпускался в Москве, Бобруйске, Херсоне и т.д.
Теплоход тип "Москва" (местные линии) - выпускался в Москве.
Теплоход тип "Московский" (местные линии, озерного типа) - выпускался в Москве.
Теплоход тип "ОМ" (местные линии, озерного типа) - в Москве, Хабаровске, Херсоне и т.д. В небольшом количестве были построены и в ГДР.
Теплоход тип "МО" (местные линии, озерного типа) - Москва, Ленинградская область, Херсон.
Теплоход тип "Каштан" (местные линии) - Запорожье.
Теплоход тип "Волга" (местные линии) - Астрахань
Теплоход тип "Рассвет" (местные линии) - Запорожье
Морские, прибрежные.
Теплоход тип "Евпатория" - Одесская область.
Теплоход тип "Молодежный" - Одесская область.
Теплоход тип "Рейдовый" - Ростов-на-Дону
Теплоход тип РК-1 - Ростов-на-Дону
Теплоход тип "Алмаз/Магнолия" - Таганрог и Батуми.
Теплоход тип "Аркадия" - Одесса и Батуми.
Теплоход тип "Метель" (для северных вод) - Мурманск
Теплоход Тип "Радуга" - Херсон, Мариуполь, Астрахань.
Теплоход Тип "Находкинский рабочий" - Находка
Среди корабликов местного плавания по рекам и морям (унылая социалка!) с конца 1960-х было совсем немного новых поступлений (практически считанные единицы!) польского, болгарского, югославского и гдровского производства.
Например, тип "Иверия" для прибрежного морского плавания (производство Гданьск, ПНР) насчитывал в Советском пользовании (с 1980 по 1991 год) аж шесть штук! Для сравнения: во многом сопоставимый советский теплоход тип "Евпатория" - более 30 штук (за этот же период).
И еще раз надо отметить, что все пассажирские суда на подводных крыльях, которые использовались для "унылой социалки", были Советские.
Так о чем же гутарит псевдоисторик Дюков? Почему он путает "унылую социалку" с туристическими круизами? В силу своей тупости или по какому-то заказу?
