НАША ИСТОРИЯ - ГЕНИАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР ...
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Анатолий Владимирович Тарасов (10 декабря 1918, Москва, РСФСР — 23 июня 1995,Москва), российский спортсмен и тренер, один из основоположников отечественной школы хоккея с шайбой, заслуженный мастер спорта (1949), заслуженный тренер СССР (1957), кандидат педагогических наук. Чемпион СССР в 1948-50. В 1958-72 (с перерывом) тренер сборной команды СССР.
Краткая биография.
Мать, Екатерина Харитоновна, работала швеей-мотористкой. Отец умер, когда Анатолию Тарасову было 9 лет, после чего он стал старшим мужчиной в доме, воспитывал младшего брата Юрия.Тарасовы жили недалеко от строящегося спортивного комплекса "Динамо", и братья записались в спортивную хоккейную школу "Юный динамовец". Обладая честолюбивым характером, Анатолий быстро стал лидером и капитаном юношеской команды "Динамо" по хоккею с мячом, затем сборной Москвы.
В 1937 году Анатолий Тарасов поступил учится в Высшую школу тренеров при Московском институте физкультуры. При этом пытался сразу же претворить в жизнь полученные знания.До войны играл в футбол, был игроком атаки. В 1939 году занял последнее место в группе «А» в составе одесского «Динамо», в 1940-м году — 6-е место с ЦДКА, чемпионат 1941 года, где он играл за ККА, доигран не был.Во время Великой Отечественной войны — капитан, затем майор, по выходе в запас в 1945 — старший майор внутренних войск.
В 1945 году был рекомендован легендарным армейским футбольным тренером В. Аркадьевым в наставники в спортивный клуб Военно-воздушных сил Московского военного округа (ВВС МВО). Так Анатолий Тарасов стал тренером армейских команд одновременно и по хоккею с шайбой, и по футболу. Выбор руководства полностью оправдался: Анатолий Тарасов вывел команду в число несомненных лидеров. Спустя два года, в 1947 году, его назначили играющим тренером хоккейной команды Центрального дома Красной армии (ЦДКА).
Впоследствии ЦДКА был переименован в ЦДСА (Центральный дом Советской армии), а позднее в ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии).
За это время Анатолий Тарасов становился чемпионом СССР три раза (1948-1950 гг.). Кроме того, в 1949 году ему присвоили звание заслуженного мастера спорта СССР. Таким образом, он на ледяном поле на личном примере показывал своим подчиненным, как надо играть в эту мужественную и непростую игру. Всего же за свою долгую спортивную карьеру он выиграл в чемпионатах СССР 100 матчей, забив в них 106 шайб. Хоккейной командой ЦСКА Анатолий Тарасов бессменно руководил почти три десятилетия (вплоть до 1975 года).Обладавший мощным интелектом и будучи по характеру максималистом, Тарасов настойчиво и страстно стремился вывести вверенные ему команды в чемпионы.
Под его талантливым и мудрым руководством хоккейная команда ЦСКА становилась золотым призером чемпионата СССР 18 раз (в 1948-50, 1955, 1956, 1958-1960, 1963-1966, 1968, 1970-1973, 1975 гг.) В 1957 году Анатолию Тарасову было присвоено звание заслуженного тренера СССР, а в 1958 году на его плечи легла еще одна ноша - тяжелая и ответственная, но почетная. С этого времени он четырнадцать лет был тренером сборной СССР (в 1958-60 и 1962-1972 гг.). И здесь он тоже добился потрясающих результатов. Под его руководством команда СССР девять раз побеждала на чемпионатах мира (1963-1971 гг.) и трижды становилась чемпионом Олимпийских игр (1964, 1968, 1962 гг.).
Анатолий Владимирович Тарасов Тарасов воспитал несколько десятков неоднократных чемпионов мира и Олимпийских игр. В их число входят такие легендарные хоккеисты как Валерий Харламов, Анатолий Фирсов, Борис Михайлов, Владислав Третьяк, Александр Рагулин, Виктор Кузькин, Альметов, Локтев, Борис Александров, Владимир Петров. Прославленный хоккейный тренер защитил в свое время диссертацию и стал кондидатом педагогических наук. Хочется отметить, что Анатолий Тарасов так много сделал для становления и развития отечественной хоккейной школы, что его труд до сих пор с глубоким уважением вспоминается не только его непосредственными учениками, но и всеми российскими хоккеистами.
Анатолий Тарасов внес большой вклад и в мировой хоккей. Его опыт и спортивное мастерство нашли отражение в опубликованных им книгах - "Тактика хоккея" (1963) и "Хоккей грядущего" (1971). Кроме того, Анатолий Тарасов много сделал для популяризации хоккея в нашей стране. Так например, он продолжительное время был председателем детского хоккейного клуба "Золотая Шайба", в недрах которого многие прославленные хоккеисты получили первоначальную закалку и немалую долю спортивного мастерства.
Анатолий Владимирович Тарасов скончался в Москве 23 июня 1995 года.
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Этот "генеральский" дом - будто музей. Этот дом на Ленинградском проспекте знает вся Москва. В глазах рябит от мемориальных досок. Про этот дом написаны книги - не про него, так про жильцов.
На пятом этаже жил Тарасов. Сейчас Нина Григорьевна, жена, осталась одна. Она да дочери - знаменитая Татьяна Анатольевна и Галя.
Татьяна Тарасова с отцом Анатолием Тарасовым. Я озадачился с порога: - на сколько жена Тарасова младше его, Анатолия Владимировича? На двадцать лет? Тридцать?
- На десять месяцев старше. 86 лет. А Тарасову 86 исполнилось бы 10 декабря.
Корреспондент ваш так и сел, пораженный. Прямо в любимое кресло Анатолия Владимировича - с твердой спинкой. Осмотрелся.
Тарасов смотрел с портретов и фотографий. Улыбался.
- Да-да, 86, - усмехнулась Нина Григорьевна. - Никто таких лет не дает. А был бы Анатолий Владимирович, он бы сказал: "Ей не 86, а 96..." Все поддевал - хорошо, мол, выглядишь. Пятьдесят не дашь, все шестьдесят. Чтоб не обольщалась.
- Как вы познакомились?
- Я училась в институте физкультуры, а он - в Высшей школе тренеров. На втором курсе. У них была целая группа интересных ребят - собирались, пели... Как-то за Серпуховом готовились к параду, жили в палатках. А неподалеку разместили этих футболистов. Пение на всю округу.
- И Тарасов пел?
- Я-то думала, что поет, а он делал вид. Ни голоса, ни слуха. Потом, когда поженились, просила: "Толя, только петь не надо..."
- Но гимн он как-то спел для команды.
- Еще где-то с Сенчиной пел. Тогда под Серпуховом мы и познакомились. Потом в институт вернулись, стали встречаться. Он-то был москвич, а я из общежития. Время прошло, закончил Тарасов курсы - и пригласили его играть в одесское "Динамо". Чемоданы собраны, надо что-то решать с отношениями, у меня еще год учебы... Решили пожениться. Тем же днем пошли в Красногвардейский райком. Там расписывали. Отличного игрока, Васю Боголюбова, в свидетели взяли. Подписи поставили - и отправились в институт. Заказали в столовой бефстроганов, скромненько посидели и разошлись. Толя в этот день должен был уезжать в Одессу. А я с цветами и вазой отправилась в общежитие.
- Как встретили?
- Девчонки загалдели: "Ты что, замуж вышла?!" Да, отвечаю, вышла. Даже кольца не было, настолько скромные были. Кольцо мне Тарасов позже подарил, и то - девчонки его заставили, дочери. "Отец, как не стыдно? 50 лет свадьбы отмечать, а у мамы даже кольца нет. Неприлично!" Он в ответ - неприлично, мол, кольцами меняться, а через год разводиться. Но мне купил, а сам без кольца остался. Время такое было, что не до колец и платьев.
- Из Одессы письмами забросал?
- Посылками. Хорошо его приняли. Там сапожники хорошие, - так завалил меня босоножками. Иногда сам между играми вырывался. Вообще, Тарасов был хорошим мужем. Особенно поначалу. Внимательный, заботливый - таких поискать. А детей и мыл сам, и на каток с собой таскал. Мечтал он о мальчике, а родилась Галя. Маленькая, недоношенная, килограмма два весила. Тарасов в ужасе был. С вечера отправились к сестре, поздно возвращались - и увидели уходящий трамвай. Тарасов бросился за ним бежать, я следом - на восьмом-то месяце... И в голову не пришло, что нельзя бегать-то. Трамвай догнали, а дома спину прихватило.
Всю ночь Тарасов грелки ставил, а наутро пошел в консультацию. "Так и так, восьмой месяц, спина..." - "Молодой человек, срочно в роддом ее!" Анатолий оскорбился - разве, дескать, не знаю, что рожают на девятом? Морочите? "Да беги же!" Быстро меня собрали, и вскоре родилась Галя. Плохая примета, когда ребенок недоношен, здоровья не ждать - но мы с Тарасовым так ее выхаживали...
- Тарасов тоже?
- Он меня все попрекал, что Галю недокармливаю. Сам пипетку с молоком схватит - а дочка повернется набок и глотать не хочет. Но Тарасов проявлял активность, так сказать.
- Из роддома вас встречал?
- Конечно. Но без машины, тоже не принято было. Пришел с моей сестрой, с таким страхом взял этот сверточек... Пешком до 2-й улицы Бебеля, возле стадиона "Динамо" жили. Второй этаж, никаких удобств. Ребенка в вату заворачивали.
Анатолий Владимирович Тарасов - Вот, смотрите, портрет Анатолия Владимировича. Подарил художник в Канаде, Тарасов туда на семинар ездил. Все их тренеры собрались. Галя с ним летала, одному тяжело было. А Таня уже там встречала. Когда Тарасов появился, весь зал, 400 человек, встал. Девчонки разревелись...
- Тарасов удивлен был популярностью?
- Он знал. Как-то канадцы приезжали на 25-летие Суперсерии, сюда заглядывали, а мне тоже интересно поговорить. Вспомнить. Эта комната была кабинетом Анатолия Владимировича. Здесь стол стоял, а здесь - лежанка. Тяжело решались на перестановки, но стол отдали Тане - чтобы продолжала дело отца. Мы здесь каждый год встречаемся, в день рождения. Как только минута свободная - Тарасов за стол, писать. Я с каждым годом его все больше уважаю, вижу, сколько сделал. Когда рядом живешь, не замечаешь. Книги на семь языков переведены. А альбомов сколько, статей! Ему даже для детей хотелось писать. Сейчас думаешь: господи, еще чем-то была недовольна...
- Чем?
- Вставал рано.
- В четыре утра?
- Да. А я все думала - не дает спать. Светает, а он уже написал что-то, завтрак приготовил и всех будит. А мы недовольны. "Тревожит..." А сегодня его труды никому не нужны. Только финн, который ярославский "Локомотив" тренирует, говорит, что работает по системе Тарасова. Да и сам Толя финнов любил.
- Много неопубликованного?
- Вышла книга в Америке, сейчас хотят переиздать. Тарасов ложился и вставал с этим, - а кто еще? Знаю, Юра Моисеев, его ученик, такой же. Борис Михайлов. Пашков.
- Но многие ученики не по-доброму о Тарасове отзываются. Тот же Пучков.
- Я звонила Пучкову: Коля, как же ты можешь? Анатолий Владимирович столько для тебя сделал! Да, характер был тяжелый - но этот же характер он на дело употреблял. Неприятно читать, но что делать?
В ГОРУ
- Молодой Тарасов выделялся в толпе сверстников?
- Для меня - выделялся. Мне он нравился. Он способный был - в тренерской школе учился хорошо, конспекты один к одному. И учитель, Товаровский, его выделял. Анатолий быстро пошел в гору, - так Товаровский боялся, как бы не закружило. "Тебя в Канаду приглашают? Не надо ездить. Можешь что-то у них взять - а надо бы самому выдумывать". Я письма потом покажу. Там все сказано.
- Не закружило?
- Считаю, что нет. Но с журналистами случалось напряжение: если к нему приходил человек неподготовленный - говорить не хотел.
- К дочке-тренеру как относился?
- Просто сурово. Как-то пришел на каток посмотреть, как она работает. Тайком. Вернулся возмущенный: "Как это так - она на льду была в шубке?!" Объяснила, как могла - дескать, у Тани прокаты были. Все ей говорил: "Боже упаси тебя давать интервью, ты еще никто". А ее пары уже чемпионами мира становились. Она спорила: "Я ж, отец, не про хоккей говорю..." Подозревал Тарасов, что из-за него Таню тянут. И сам же боялся этих мыслей. Вот со старшей, Галей, общий язык находил - она учитель русского языка и литературы, отцу книги подсовывала по психологии: "Читай!" Галя детей по всей стране возила. Денег мало, - так Тарасов звонил в местную воинскую часть, ребятам казарму выделяли. Переночевать.
- Тарасов говорил, почему вас выбрал?
- Никогда. Как-то на дне рождения дочки похвалили: "Пап, какой ты молодец, что выбрал маму!" А он отшучивался: "Облапошила она меня!" Мы в 20 лет поженились, рано. Но Таня с Галей уверены, что без меня у отца таких успехов не было бы. Помогала с упражнениями, все-таки институт физкультуры окончила. Потом он и меня, и Галю как литератор за пояс заткнул. Откуда, думаем, такой слог?
КИТЕЛЬ
- Военную форму Тарасов любил?
- Очень. И часто носил - военное платье ему шло. Аккуратист такой, каждую пуговичку начищал. Полковничий китель висит где-то на даче. Генералом хотели его сделать, да обстоятельства помешали. С чехами встречались в Саппоро - и начальство приказало Тарасову проиграть. У Анатолия Владимировича и Чернышева глаза округлились - в голове не укладывалось. Отказались. Поэтому хоккеистам дали ордена Ленина, а Тарасова с Чернышевым обошли. Правда, у Чернышева орден уже был. Потом история получила продолжение. Знаете, в ЦСКА есть "Аллея славы"?
- Конечно.
- Так Тарасова на ней нет. Зато есть ученики, тот же Третьяк. Говорят: "У вашего мужа ордена Ленина не было..." Идиотизм. Тарасов мог тысячу раз его получить, но кланяться не пошел. А маршал Гречко, министр обороны, его любил. "Заслуженного" сняли, когда он команду со льда увел на глазах Брежнева, - так Гречко в утешение ружье подарил. Я боялась, что он со своим характером наделает бед, и не только себе - вся семья в Сибири окажется.
- Вы с трибуны смотрели, как Тарасов команду уводил?
- Нет, в этой комнате. На коленях стояла перед телевизором: "Господи, что же ты делаешь?! Там же Брежнев..." А трансляцию не прерывали. После были три дня паузы перед наказанием. Тарасов эти дни провел с командой. Никто не знал, что сделают. Ясно было, что накажут, но как?
- Сильно переживал?
- Таня видела, он плакал. Сердце схватило, положили в госпиталь. Вы даже не представляете, сколько писем шло со всей страны. "Молодец, правильно сделал!" Все прочитать не мог, я ему самые интересные отбирала. Приносила в палату. Потом он где-то выступил: "Не знаю, за что сняли с меня "заслуженного", и не знаю, за что вернули..."
- Анатолий Владимирович к званиям серьезно относился?
- Очень.
ОЛИМПИАДА
- Я была на всех Олимпийских играх. Не Анатолий Владимирович возил, а потому что работала в Спорткомитете, в отделе пропаганды. Возили группу журналистов и несколько человек из комитета прихватывали - работать в комнатах делегации. Но Тарасов не одобрял. Говорил: если, не дай бог, проиграем, мне все припомнят. "Толя, я к тебе даже подходить не стану, не выдумывай!"
- Говорят, Тарасов в гневе страшен был. На себе испытали?
- На семью это не распространялось. Слишком хорошо знали, что ему не нравится. Но свое мнение я высказывала. Если ребят снимал с зарплаты, выговаривала: "Хоть понимаешь, что семья страдает?" Я всех ребят знала, всех любила.
В Гренобле наши почему-то не могли сразу переодеться, в душ зайти. Ехали прямо в коньках и амуниции в Олимпийскую деревню. На матчи с ними женщине ездить было нельзя, а обратно взяли. Вижу, кто-то хромает к автобусу. Пригляделась - Мишаков! Подошла: "Жень, это ты?" - "Я." - "Что ж ты идешь еле-еле? На льду как сумасшедший!" - "Нина Григорьевна, там-то на уколах, а сейчас отошло..." Зою Миронову, хирурга, всегда приглашали на чемпионский вечер. Она и рассказала: "Господи, когда Женьке разрезали колено, там не то что хрящей нет, - все в мелкую крошку! Как он играет?"
НАША ИСТОРИЯ - ГЕНИАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР ⇐ Новости из\про СССР
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение