28 ноября 1973 года пилот истребителя МиГ-21СМ Г.Н. Елисеев ценой собственной жизни уничтожил самолет, нарушивший воздушную границу СССР. Это был первый в истории таран с применением реактивного самолета. Имя героя навечно занесено в списки воинской части, где он совершил подвиг, а эскадрилья получила название «Елисеевской».
Подвиг капитана Елисеева
Геннадий Николаевич Елисеев родился в 1937 году в Сталинграде. В 1959 году окончил Батайское военное авиационное училище. Проходил службу в различных строевых авиационных частях. Последнее место – гарнизон в районе грузинского города Вазиани, где Елисеев в звании капитана служил заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа.
28 ноября 1973 года капитан Елисеев нес дежурство на аэродроме. В 12 час 20 мин было получено сообщение о том, что в районе Муганской долины (Азербайджан) на территорию Советского Союза вторгся самолет-разведчик RF-4C «Фантом» ВВС Ирана. Получив приказ с командного пункта, Елисеев взлетел на истребителе МиГ-21СМ для перехвата самолёта-нарушителя.
Советский истребитель настиг «Фантом», когда тот был уже недалеко от границы. Получив команду на уничтожение цели, он выпустил две пары ракет «воздух-воздух» Р-3. RF-4C отстрелил тепловые ловушки, и ракеты прошли мимо. Применять пушку было рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, и стрельба не гарантировала поражение иранского самолета американского производства. Кстати, это была спарка, и в кабине вместе с иранским пилотом майором Шокуния находился американский полковник Джон Сондерс. Самолет выполнял разведывательное задание.
Капитан Елисеев, видя, что цель не поражена, запрашивает командный пункт: "Разрешите таран!" В ответ – тишина. И штурмана-наведенца понять не сложно. Ничего подобного в его жизни никогда не встречалось. Более того, ни у кого и никогда такого не случалось. Однако лётчик повторил запрос: "Прошу разрешения на таран!". Последовала ещё пауза. Потом слышен дрожащий голос капитана Виктора Тёмного: "Таран разрешаю!" И совершенно спокойная, почти будничная реакция капитана Елисеева: «Выполняю…». Дальше слышен только хрустящий треск: «чёрный ящик» записал страшное столкновение двух самолётов.
Сблизившись с «Фантомом», МиГ нанес удар крылом по его хвостовому оперению.
Пилотировавшие «Фантом» майор иранских ВВС А.Шокухния и полковник ВВС США Д.Саундерс катапультировались. Их задержали наши пограничники, и спустя 16 дней передали иранской стороне. Капитан Геннадий Елисеев погиб. Согласно наиболее правдоподобной версии, во время тарана Елисеев ударился головой о стекло и потерял сознание. Именно это и привело к его гибели. Его самолёт после тарана врезался в гору. Через 12 дней ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Спустя восемь лет, во время ирано-иракской войны погибнет Шокухния. Его собьёт МиГ. От судьбы не уйдёшь…
От вымыслов до объективных предположений
События, предшествовавшие этому подвигу, были досконально исследованы комиссией. В результате в приказе Главкома ВВС было указано на недостаточную подготовку офицеров наведения, плохо знавших вооружение самолетов истребительной авиации ВВС.
По свидетельству одного из очевидцев тех драматических событий, не вошедшему в официальные документы, в эту историю вмешался роковой случай.
Иранский «Фантом» был замечен на радаре оперативным дежурным командного пункта Джангры заблаговременно – в момент его взлета с аэродрома в Тебризе. Когда возникла угроза нарушения границы, с аэродрома в Марнеули был поднят в воздух дежурный истребитель и взят на управление. Но внезапно обесточилась аппаратура пункта наведения, из-за чего истребитель, потерявший управление, был вынужден вернуться на аэродром.
С большим запозданием с аэродрома Вазиани был поднят МиГ Елисеева. Долетев до района, он стал запрашивать управление от пункта наведения Джангры. Но тот был обесточен.
Елисеева услышали на соседнем ПН и повели на цель. Но наводчик решил, что имеет дело не с МиГ-21СМ, а с Су-15, у которого отсутствует пушечное вооружение. Это в определенной степени и стало причиной «неполного использования боевых возможностей истребителя». То есть были использованы не все возможности самолета, которые у МиГ-21СМ выше, чем у Су-15, в связи с другим выводом на точку атаки.
Также существуют свидетельства того, что история была еще более сложной, нежели это описывается в официальных источниках. После первого ракетного залпа пилоты «Фантома», поняв, что дело может закончиться для них не советской тюрьмой, а кладбищем, катапультировались. Второй залп также не поразил самолет-нарушитель. И Елисеев таранил уже пустой истребитель.
Существуют свидетельства иного рода, которые характерны для 90-х годов, когда было принято покрывать предыдущий 70-летний период нашей историей густым слоем черной краски. Якобы, со слов какого-то полковника, Елисеев таранил учебный иранский самолет снизу, поэтому его пилоты и не видели МиГа, и не поняли, что же произошло с их легким воздушным суденышком. И среди обломков якобы никакой шпионской аппаратуры найдено не было. Поэтому перед двумя честными парнями пришлось извиниться...
Владимир Тучков, Михаил Захарчук
28 ноября 1973 года пилот истребителя МиГ-21СМ Г ⇐ Новости из\про СССР
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение