#геополитика#БлижнийВосток#обзор_сил#армия_флот
Чтиво выходного дня, милитаристам – приготовиться. Читаем долгожданную (лет на пять задержавшуюся) новость с берегов Ирана: Корпус Стражей Исламской Республики (КСИР) объявил о создании соединения «морской милиции» на базе шиитского народного ополчения «Басидж». По словам контр-адмирал Алиреза Тангсири, к выходу в море готовы 55 тысяч человек; новая структура #КСИР располагает тридцатью тысячами маломерных судов, вооружённых ракетами калибра 107 мм. Пока соединение будет развёрнуто в Персидском Заливе, но уже формируется новое – для Каспия.
С какой целью персидский морской «ДОСААФ» (морская милиция «Басидж») перевели в элитный КСИР – понятно; общая обстановка на Ближнем Востоке и особенно создание янки военно-морской Коалиции против якобы хуситов Йемена насторожат любого. Заставят верно оценить растущую угрозу и провести полную мобилизацию имеющихся средств. «Москитный флот» Ирана был создан давно, а демонстрация его возможностей в 2019-ом году американскую авианосную ударную группу (АУГ) во главе с «Авраамом Линкольном» заставило держаться подальше от персидского берега.
По всей видимости, янки опешили от обилия скоростных целей на экранах радаров, когда «морская милиция» вывела в прибрежные воды сотни и сотни вооружённых катеров, продемонстрировав грядущие проблемы прибывшей попугать Тегеран эскадре. Мало того, «москиты» неизвестно откуда нашлись в глубоком тылу звёздно-полосатой АУГ, нагло продефилировав перед изумлёнными моряками потенциального врага в порт Гвадар Аравийского моря. Как оказалось, группировки катеров обретались в Индийском океане, получая снабжение с иранских и малазийских гражданских судов, были замечены даже вблизи территориальных вод Танзании.
Тогда американцы и сообразили, что война против Ирана обернётся полным разгромом торговых путей самого чувствительного к морскому трафику региона, поэтому «Авраам Линкольн» выбрал якоря и тихонько уполз на Гавайи. А в военно-морской прессе англосаксов с тех пор утвердилась мысль, что если и грозить персам с моря, то притаскивать необходимо минимум пять авианосных групп со свитой, поскольку ВМС и ВВС Исламской Республики (с опорой на «москитный флот») одну-две #АУГ размотают не глядя. Попутно устроив небывалый со времён «серых волков» Дёница погром торговых перевозок коллективного Запада в Индо-Тихоокеанском регионе.
Военно-морские силы
Прежде чем начать обзор сил, средств, возможностей, тактики и стратегии «морских москитов» – немного о ВМС Ирана, кои со счетов тоже не стоит скидывать. Поскольку персы никогда не дурили себе голову хоть о каком-то морском доминировании, то общую стратегию разрабатывали исключительно оборонительную, сделав ставку на подводные лодки. Флагманами у них считаются три дизельные ПЛ российской постройки проекта 877ЭКМ («Tareg», «Noor» и «Yunes»), построенные в середине 1990-х. Не бог весть что, если эти добротные и малошумные субмарины не оснащены современными торпедами, очень опытным экипажем.
Как с данными параметрами у персов (плюс техническое состояние на сегодня) – величины неизвестные, главной проблемой этих подводных лодок было полное отсутствие ловушек-имитаторов, но бают, что после 2011-го все три субмарины прошли полную модернизацию, получили новое покрытие для трудности обнаружения и какие-то новые торпеды. Не буду фантазировать, но поскольку подплав является консерваторией военно-морских сил и требует сложнейших ступеней повышения квалификации с опорой на традиции – то не склонен рассматривать данные субмарины большой угрозой янки, квалификации иранским подводникам негде набраться было, увы.
Еще более туманно состояние и возможности применения доморощённых дизельных подводных лодках проекта «AL Ghadir», коих #Иран построил в количестве двадцати четырёх штук (кто-то даёт данные о трёх десятках). ТТХ субмарин не публиковались, но речь идёт о довольно тихоходных аппаратах водоизмещением не более 120-ти тонн с двумя 533-мм торпедными аппаратами. Военно-морские эксперты данные ДЭПЛ предпочитают рассматривать ... как агонию безнадёги, а боевые качества считают сомнительными. Поскольку откровенно «кинутый» нами Иран в конце 90-х строил эти аппараты при помощи КНДР, той ещё «подводной державы».
Есть очень интересные подлодки (две штуки) проекта «Nahang» для спецназа, поскольку на корпусах размещены внушительные контейнеры явно не ракетного назначения, а торпедное вооружения для аппарата подводным водоизмещением 400 тонн откровенно смешное. Но серьёзности набраться заставляет другая дизель-электрическая субмарина проекта «Fateh», вполне похожая на боевой корабль годов этак ... 1960-х в исполнении США и СССР. ТТХ не буду приводить, ничего особенного, но аппарат зело малошумный, способный ударить торпедами или поставить восемь мин.
Ещё более опасными для янки могут стать микро- супер- мини-субмарины (по другому лодку с водоизмещением 10 тонн не назвать) проекта «Al-Sabehat». О них почти ничего неизвестно, кроме как о средстве доставки боевых пловцов-минёров к вражеским портам и якорным стоянкам супостата.
О торпедном вооружении субмарин Ирана можно рассуждать всяко, но оно устаревшее, хотя в умелых руках эффективное. Есть акустические самонаводящиеся припасы, есть управляемые. А ряд учений ВМФ персов говорят, что ими освоен выпуск аналога нашего могучего и скоростного «Шквала-Э», что позволяет гарантировано поражать мчащиеся на всех парах эсминцы противника на дальности свыше десяти километров.
О надводном флоте ... очень коротко, поскольку он не жилец при массированной воздушной и морской атаке более высокотехнологичного противника. Есть несколько фрегатов типа «Alvand», являющихся по вооружению скорее быстроходными корветами с двумя противокорабельными установками времён Фолклендской войны, очень слабой корабельной ПВО против ударных вертолётов, парой пулемётов и одним 305-мм бомбометом. Вывод тут прост: для военно-морских парадов ещё сойдёт, но против авиации, управляемых ракет и бомб, подводных атак – категорически нет. Самотопы.
Корветы типа «Moudge» чуть современнее и быстрее, с большим водоизмещением (1 500 тонн при 30-ти узлах) и даже несут по вертолёту. Один из них возглавляет Каспийскую флотилию, его видели в позапрошлом году, корабль сопровождали ракетные катера типа «Kaman» и «Sina» (первые - французской ещё постройки, вторые – их полная копия), вооружённые доморощённой модификацией ПКР «Гарпун» под названием С-802.
В Красном же море замечены ракетные катера типа «Hudong» китайской выделки, они являются флагманами «москитного флота» вместе со старыми катерами на воздушной подушке ВН7 «Веллингтон» британского производства.
Вторым эшелоном «москитного флота», самым опасным, считается разносортица КСИР, здесь любые подсчёты тонут как в персидском бахвальстве, так и вполне объяснимых секретных данных. Флагманами групп «москитов» являются малые катера «Peykaap» водоизмещением 15 тонн и числом под сотню, вооружённые противокорабельными ракетами «Kowsar» и двух-торпедными аппаратами 324-мм. На этом (оставив за скобками минные тральщики, десантные посудины и вспомогательные суда) – обзор ВМС Исламской Республики можно закончить, всё остальное вменяемые мореманы отказываются признавать военной силой. Пусть так ...
Сколько может сопротивляться ВМФ персов, вот главный вопрос. Недолго. Даже читая военно-морскую Доктрину Ирана (что есть в открытом доступе), понимаешь неисполнимость большей части планов, как то «завоевание господства в акватории Персидского и Оманского заливов путем уничтожения кораблей и авиации противника и нарушения его коммуникаций». Здесь доминирования не получится, если не бросить единым кулаком (с катастрофическими потерями) все ВВС, ВМФ и морскую авиацию.
Вести «морской бой» уже в Аравийском море – ненаучная фантастика, а вот парализовать судоходство (как во времена ирано-иракской войны) и перекусить военно-морские коммуникации американцев с захребетниками – это очень посильная задача. С тех пор Иран обзавёлся более совершенными и тяжёлыми противокорабельными ракетами, точными и разрушительными по могуществу торпедами, да и минные поставки явно прогрессируют.
Особенно помня о подводных «малютках», по сути являющимися передвижными минными банками. Если экипаж из трёх «минёров» имеет на борту своей восьмиметровой микро-субмарины даже примитивные системы акустического слежения – хана полная танкерам и прочим невоенным судам даже в сопровождении эсминцев. Таскать конвои придётся наощупь в тесноте тамошних проливов-заливов, отвлекая тральщики и серьёзно снижая скорость движения. Вот тут-то и вступит в дело «москитный флот», призванный действовать в тактике «пустил ракету – убежал». Или торпеду, незаслуженно забытые торпедные катера времён двух мировых войн в Иране получили вторую жизнь, их сотни построено и приспособлено.
Не для морского боя, понятное дело. А для «танкерных войн» и прерывания судоходства. Попробуй поймай и накажи «москита», когда на побережье замаскированы средства ПВО и таятся противокорабельные комплексы. При узостях того же Ормузского пролива (до 54-х километров) – все имеющиеся средства ракетного и торпедного поражения персов наглухо закупоривают это бутылочное горлышко, но что делать с современными боевыми кораблями американской военно-морской Коалиции? И самое главное, авианосными ударными группировками, если они объявятся в Аравийском море ...
Исторические тупики
Кто не скурил до обложки на задней парте учебник по географии в средней школе, поймёт: любые военно-морские силы, враждебные Ирану, оказываются в полной зависимости от здравомыслия командующего ими адмирала. Одно дело болтаться в Аравийском море, совсем другое – заползти в Оманский залив и совсем третье – в Персидский. В последнем случае авантюра закончится быстро и с огоньком, даже если персы совершат чудовищное число ошибок по неопытности. В предпоследнем сценарии всё будет зависеть от готовности нести потери, но в любом случае, комбинированный и сосредоточенный удар в самом начале боевых действий силами ВВС, ВМС и «москитов» КСИР и морской милиции способен проредить пару АУГ со свитой. В Аравийском же море опасаться стоит лишь подводных сил флота Ирана и минных постановок.
Если по всем правилам военной науки заходить в мелководные Заливы (Оманский и Персидский), то вытралить оттуда всякую подводную мелочь любого размера и водоизмещения труда не составит, на то существуют вертолёты противолодочной обороны, своими «щупальцами» (у наших геройских самотопов эти ... свешивающиеся сонары-причиндалы называются совсем уж неприличным словом), способные обнаружить даже мелкую стайку сардин. «Москитный флот» тоннажем до 15-ти тонн тоже не проблема, места стоянок давно известны, разгромить инфраструктуру не представляет труда, если заняться круглосуточной осадой иранского побережья.
При условии, что ПВО/ПРО, береговая оборона, Военно-воздушные Силы и морская авиация персов будут бездействовать или погибнут в первые дни конфликта. То есть, вывод для Ирана не очень радостный: более-менее эффективно можно действовать в море только при сохранении боеспособности сил береговой обороны. Очень недалеко, малыми ракетными катерами с очень ограниченной боеспособностью. Либо ... безэкипажными дронами-брандерами с управляемыми лодками-камикадзе, коих у КСИР в загашнике припрятано (по слухам) многие тысячи. Так что новость от контр-адмирала Алиреза Тангсири предпочту рассматривать через призму именно такого «москитного флота».
По-другому не получится. Поскольку романтические попытки малых и не очень могущественных морских держав создать серьёзным флотам проблемы «москитным образом» – имели скорее отрицательный результат. Да, каждому приятно разработать и получить финансирование на воплощение библейской притчи о Давиде и Голиафе, но реальность (особенно военно-морская) несколько другая. И она такова: история знает всего два (!) случая, когда малый надводный корабль смог утопить крупный надводный боевой корабль. Это были «самоходные мины» (торпеды) времён начала ХХ века, но уже после русско-японской войны все уважающие себя Флоты обзавелись средствами поражения «собачек» (так назывались утлые и стремительные миноносцы).
На местах якорных стоянок боевые корабли обвешивались противоторпедными сетями, увеличилось число малых и скорострельных пушек на борту, а на чистой воде построением боевого ордера и маневрированием – от вражеских миноносцев можно было банально увернуться противоторпедным маневром. А тяжёлые и неповоротливые дредноуты и линкоры обзавелись прочной броней и многосекционными корпусами, что боевую эффективность «собачек» свело к нулю уже во времена второй мировой войны. Тот же Балтийский Краснознамённый Флот смог утопить торпедной атакой катеров всего один германский миноносец (торпедный корвет).
Потом был краткая вспышка надежды «москитных флотов», когда малые ракетные катера Египта (производства СССР и вооружённые нашими же ракетами П-15) утопили в 1967-м году израильский эсминец «Эйлат» . Точно таким же вооружением в 1971-ом индийские ВМС совершили дерзкий и успешный налёт на порт Карачи, попутно серьёзно повредив несколько боевых кораблей Пакистана. После этого к «москитам» начали относиться серьёзно, но медовый период судорожных разработок завершился через два года, когда израильтяне в ходе войны Судного Дня (1973-й год) средствами РЭБ отразили все запущенные противокорабельные ракеты с арабских катеров.
Жирную точку в страхе перед «москитами» поставила авиация, тот же Иран в 1980-ом провёл операцию «Морварид» и перетопил «москитный флот» Ирака налётами «Фантомов» с ракетами «Мейверик», а силы спецопераций персов сожгли к шайтану всю нефтяную инфраструктуру. Такая же судьба постигла «москитов» полковника Каддафи в 1986-ом, когда американская авиация перещёлкала малые ракетные катера ВМС Ливии бомбами и ракетами «Гарпун» воздушного базирования. Ни в одном из случаев (их было пять) «москиты» опасности не почувствовали, на военный язык – просто не смогли обнаружить приближающейся угрозы. Это и есть главное проклятие маломерных судёнышек, они неспособны из-за малого водоизмещения и соображений военной бюджетной математики нести на борту мощное, тяжелое и очень дорогостоящее оборудование обнаружения/слежения.
Иранцы тоже получили горький урок для своего «москитного флота» в 1988-ом, когда янки провели операцию «Богомол» и решили прекратить нападения на танкеры в Персидском заливе с минированием нейтральных вод. Сначала уничтожив обычным артиллерийским огнём персидские платформы-базы в море, а наскоки малых ракетных катеров и даже моторных лодок отразили с лёгкостью небывалой. Персы обычно разворачивались всей «стайкой» восвояси, едва их головной кораблик замечал боевые самолёты по курсу, а все запущенные «москитами» ракеты падали в воду, сбитые с толку средствами РЭБ. Более крупные боевые корабли ВМС Ирана, считавшимися флагманами «москитного флота» (фрегаты типа «Moudge») были потоплены или захвачены.
Опять-таки из «близорукости» собственных РЛС и слабости корабельной ПВО. #Москитный_флот легко обнаружить даже с моря «настоящими» крупными боевыми кораблями, у которых высокие рубки и надстройки, как следствие – в разы дальше радиогоризонт. А постоянно барражирующие разведывательные БпЛА и патрульные самолёты/вертолёты шанс атаки малых надводных корабликов делают близкими к нулю. Если речь идёт о настоящем морском бое, конечно. Но вот для торгового судоходства «москиты» ... приговор.
Итак, высокотехнологичный «москитный флот» с ракетно-торпедным вооружением имеет смысл использовать, если ему противостоит безнадёжно устаревший (на уровне времён второй мировой) надводный Флот из крупных боевых кораблей, все остальные разговоры – из области ненаучной фантастики. Второе: сами по себе «москиты» слепы и глухи в морских стычках, если не сопровождаются силами морской авиации, средствами спутниковой разведки и наведения, не прикрыты мощной ПВО/ПРО береговой обороны.
И не оснащены современнейшими противокорабельными ракетами, устойчивыми к постановке помех средствами РЭБ противника.
#геополитика#БлижнийВосток#обзор_сил#армия_флот Чтиво выходного дня, милитаристам – приготовиться ⇐ Новости из\про СССР
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение