Первым комплексом по биатлону в СССР были Раубичи (Белоруссия). Разработкой его проекта занимался архитектор Вальмен Аладов
Спойлер - вторым был
комплексе имени А.М.Демидова в Ижевске!
в 1970-м шведский генерал и тогдашний президент Международной федерации биатлона и современного пятиборья Свен Тоффельд. После первенства мира в шведском Эстерсунде Тоффельд, впечатленный победами Александра Тихонова и советской сборной, загорелся идеей провести через 4 года чемпионат мира в СССР. Проблема была лишь в том, что подходящих для этих целей биатлонных стадионов в Советском Союзе не было. Поиски места строительства будущего спорткомплекса привели в поселок Раубичи под Минском.
До первенства оставалось чуть более года, когда архитектору Вальмену Аладову(он на первом фото), возглавлявшему институт «Белгипроторг», поручили запроектировать и построить стадион.
— Только такой авантюрист, как я, мог ввязаться в это за год до самих соревнований, — с юмором вспоминает события тех дней Вальмен Николаевич.
— Я даже не знал, что такое биатлон. Получив задание, мы с главным конструктором Матвеем Гординым решили узнать, как проходят соревнования по этому виду спорта, и поехали в Мурманск на первенство СССР. Приехали из города на автобусе в чистое поле, где уже толпились лыжники с винтовками. Дали старт — и лыжники умчались, автобусы тоже. А дальше что? Нам говорят: вон там за сопкой будет финиш. Пробираемся туда с коллегой по пояс в снегу. Идем долго, по дороге попадаем на линию огня, у финиша оказываемся как раз к концу соревнований. Получилось, что зрителей на том чемпионате было всего двое, да и те ничего не увидели.
Как выяснилось, именно так гонки биатлонистов проходили во всем мире. То есть болельщики не могли оценить мастерство спортсменов и поболеть за своих любимцев. Белорусы подумали: почему не сделать иначе? И решили: нужно, чтобы зрители видели и штрафные круги, и стрельбу. В общем, весь основной процесс.
Проектирование началось в феврале 1973-го, а через год в Раубичах уже построили гостиницу, судейский павильон, стрельбище, подготовили трассы, выделили зрительскую зону. Позже благодаря коллективу авторов здесь появились медико-восстановительный корпус, вторая гостиница, большой трамплин. Была даже реконструирована церковь, находящаяся рядом. Она стала украшением местности.
— По сути, белорусы стали первопроходцами, придумав выигрышную форму для зрелищной подачи биатлонных гонок. После этого к нам в страну поехали специалисты за опытом, — рассказывает В. Аладов. — Подобный «Раубичам» комплекс появился в Скандинавии лишь через 15 лет. За ним последовали другие аналогичные по принципу сооружения. Но мы были первыми.
Однако, если в Белоруссии оригинал судейского домика был перестроен, то в Ижевске, он сохранил свой облик.
Монументальное конструктивистское сооружение судейского домика на Биатлонном комплексе имени А.М.Демидова является одним из символов ижевского биатлона.
Здание, в лучших традициях французского архитектора Ле Карбузье, приподнято над землёй. Оно состоится из нескольких отсеков - этажей, где размещаются комнаты для судей и тренеров, vip-зал, компьютерный зал, а также помещения для телевидения и комментаторов.








