50 лет назад, 16 декабря 1973 года, в 19 часов 13 минут, близ деревни Карачарово Волоколамского района Московской областНовости из\про СССР

Расскажем будущим поколениям о том, что помним
Освежим воспоминания в памяти
Ответить Пред. темаСлед. тема
Anonymous
 50 лет назад, 16 декабря 1973 года, в 19 часов 13 минут, близ деревни Карачарово Волоколамского района Московской област

Сообщение Anonymous »

50 лет назад, 16 декабря 1973 года, в 19 часов 13 минут, близ деревни Карачарово Волоколамского района Московской области разбился самолёт ТУ-124В №45061 Литовского Управления гражданской авиации. Погибли все 45 пассажиров и 6 членов экипажа.
Реактивный пассажирский самолёт ТУ-124 представлял собой уменьшенный вариант ТУ-104. Сегодня уже нужно напоминать, что ТУ-104 – это был первый в мире реактивный пассажирский самолёт. Свой первый рейс он совершил 15 сентября 1956 года из московского аэропорта Внуково в Иркутск, а первый международный рейс - в столицу Англии Лондон. На всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) ТУ-104 был удостоен Золотой медали.
Соответственно, ТУ-124 был переходной моделью от первого поколения советских пассажирских авиалайнеров ко второму.
ТУ-124 – самолёт 2-го класса с двумя турбореактивными двигателями. Дальность полёта - до 2100 км, минимальная скорость - 970 км/час, вместимость до 56 пассажиров.
В отличие от ТУ-104, требовавшего взлётно-посадочную полосу длиной не менее 2500 м, а в южных районах с высокими температурами воздуха – 3000 м, для ТУ-124 достаточно было полосы и в 2000 м. Он мог садиться на аэродромы с твёрдым грунтовым покрытием.
Всего было построено 165 самолётов этого типа различных модификаций. Отдельная модель изготавливалась для нужд Министерства обороны (по кодификации НАТО: Cookpot – «Кастрюля»).
Однако качество построенных ТУ-124 оставляло желать лучшего. Уже, почти сразу после начала их эксплуатации, на заводы-изготовители и КБ Туполева стали приходить жалобы и рекламации. В общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 17 самолётов ТУ-124.
В Вильнюсском аэропорту ТУ-124 впервые приземлился 24 декабря 1962 года – это был технический рейс. А с 10 января 1963 года начались регулярные рейсы по маршруту Вильнюс – Москва – Вильнюс. Очень скоро ТУ-124 стал флагманом Литовской гражданской авиации.
Экипаж ТУ-124В, поднявшийся в воздух из Вильнюсского аэропорта 16 декабря 1973 года рейсом Вильнюс – Москва, состоял из 6 человек: первый пилот Степан Бойко, второй пилот Эугениюс Корнила, штурман Юозас Часас, бортмеханик Юно Шамаев, стюардесса Мария Крикова.
Шестым членом экипажа был младший лейтенант милиции Александр Крестьянинов, переодетый в гражданскую одежду и вооружённый пистолетом. Он находился среди пассажиров (после терактов, связанных с угоном самолётов, такое правило стало обязательным. – Прим. автора).
Самым опытным лётчиком был Степан Бойко, его налёт составлял 10 000 часов, пилот характеризовался очень хорошо.
Среди пассажиров находились четверо известных литовских детских врачей, их конечной целью была не Москва, а Харьков, где проходила Всесоюзная конференция врачей-педиатров: профессор Людмила Степонайтене (дочь известного педагога, переводчика и писателя Теодора Шуравина), доцент Пятрас Баублис, доцент Раймондас Лучинскас и врач Она Сурплене.
Среди пассажиров был один ребёнок и один гражданин ФРГ.
Причина катастрофы – отказ триммера руля высоты (триммер – это небольшая отклоняющаяся пластинка в хвостовом оперении самолёта. – Прим. автора). Он от ложного сигнала в электромеханизм управления самопроизвольно отклонился в крайнее верхнее положение, из-за чего самолёт перешёл в пикирование.
Тщательное расследование катастрофы подтвердило эту первоначальную версию. Экипаж же вёл себя образцово, до конца борясь за спасение лайнера.
Взлёт, набор высоты, включение автопилота – все эти операции Степан Бойко выполнял тысячу раз – прошли в штатном режиме. Стюардесса Мария Крикова разнесла пассажирам минеральную воду, лимонад, конфетки «Аэрофлот».
При подлёте к Москве экипаж получил разрешение на снижение. Автопилот был выключен, уменьшены обороты двигателей, Степан Бойко положил руки на штурвал.
Именно на штурвале находился прибор управления триммером. Во время взлёта и посадки пилот им пользуется много раз, управляя переключателем пальцами руки.
Но в какой-то момент электроимпульс до триммера не дошёл, и он наклонился в крайнее верхнее положение, самолёт стал резко пикировать. На переключения триммер не реагировал.
Как потом показала расшифровка «чёрного ящика» (штурвал назад наверняка тянуло несколько человек), ценой невероятных усилий самолёт примерно на высоте 1800 метров удалось вывести из пикирования.
Была ночь, земли экипаж не видел, авиагоризонт (прибор, показывающий положение самолёта в воздухе. – Прим. автора) в таких случаях «пляшет».
Лётчики не знали, что при пикировании самолёт летел не прямо, а по спирали с наклоном крыла влево.
Самолёт взмыл ввысь, но с наклоном на левое крыло в 2 раза больше допустимого. Он просто перевернулся через крыло и перешёл теперь не в пикирование, а в неуправляемое падение с включёнными двигателями.
После столкновения с землёй на ней образовалась воронка глубиной 15 метров. Один мотор нашли на её краю, второй – на глубине 2 метров. А вот «чёрный ящик» с параметрами полёта самолёта и записями разговоров членов экипажа никак не находили. Думали, что в этом рейсе его вообще не было. Он был найден много позже, на глубине 5 метров от дна воронки. Благодаря ему, сегодня известны и последние переговоры членов экипажа.
Степан Бойко: «Попал в резкое пикирование. Не могу выйти».
Через несколько секунд его же голос: «Тяни!»
По мнению экспертов в это время штурвал тянули вместе с Бойко и второй пилот Корнила и бортмеханик Шамаев.
Ещё через 10 секунд: «Тяни ещё! Хватит!»
В этот момент лайнер вышел из пикирования.
Потом голоса: «Начали подниматься… хорош с набором, хорош, скорость идёт».
Голос штурмана Юозаса Часаса авиадисптчеру: «Шестьсот первый, у нас отказал триммер».
Второй пилот Эугениюс Корнила: «Не надо вниз, не надо, от себя, Степаныч!» Через несколько секунд он же: «Не снижайся, Степаныч!»
В 19 часов 13 минут и 10 секунд самолёт исчез с экрана радара. От начала пикирования до столкновения с землёй прошла одна минута и пятьдесят секунд.
По свидетельству очевидцев, тогдашний руководитель Литвы Антанас Снечкус был взбешён. Он стучал кулаком по столу и восклицал: «Что это такое!? Почему гибнут наши лучшие врачи!?»
14 января 1974 года А.Снечкус пишет гневное письмо в ЦК КПСС под грифом «Секретно». Часть этого письма приводит в своей книге «Lemties kilpa» («Петля судьбы») лётчик Эдмундас Ганусаускас: «Катастрофа, которая произошла 16 декабря 1973 года, сильно сказалась на моральном состоянии коллектива Управления гражданской авиации республики и всех граждан Литвы. Исчезает доверие к эксплуатируемым самолётам.
В процессе эксплуатации ТУ-124, которые в авиационном парке являются основными, вскрылись многочисленные технические неисправности, как в самой конструкции самолёта, так и по вине завода-изготовителя. Из 10 самолётов ТУ-124 в среднем только 3-4 годятся для полётов, остальные ремонтируются.
С 1965 года по 1973 раньше времени было снято около 200 двигателей, во время полётов было зафиксировано 27 остановок двигателя Д-20П.
Множество неисправностей произошло в электрооборудовании, радиосвязи, в работе аэронавигационных приборов и гидросистеме. Только в 1973 году зафиксировано 293 поломки в различных приборах.
Министерство гражданской авиации СССР по просьбе Литовского Управления гражданской авиации продлило лётный ресурс этого самолёта (ТУ124В №45061 летал девять лет, совершил почти 15 тысяч взлётов и посадок. – Прим. автора). Вызывает недоверие такая практика, когда, тщательно не проверив все элементы самолёта, только после визуального осмотра, продлевается ресурс эксплуатации лайнера.
Мы не раз поднимали вопрос о замене ТУ-124 новыми многоместными самолётами. Министерство гражданской авиации СССР три года планировало прислать нам новую технику, но мы получили только один самолёт, да и то после катастрофы». (Полностью переход на ТУ-134А в Литве произошёл в 1977 году. - Прим. автора).
Можно сделать вывод: письмо Антанаса Снечкуса, безусловно, повлияло на то, что Литва стала одной из первых республик Советского Союза, парк авиалайнеров которой перешёл на новые самолёты ТУ-134А. Ведь по первоначальным планам, восемь ТУ-124 должны были эксплуатироваться аж до 1990 года.
Останки тел погибших пассажиров и членов экипажа 21 декабря были кремированы в Москве и переправлены в Вильнюс.
Прощание с погибшими врачами-педиатрами происходило 24 декабря 1973 года.
Урны с прахом профессора Людмилы Степонайтене, доцентов Пятраса Баублиса и Раймондаса Лучинскаса, как «Обзор» уже рассказывал в свой подборке «Полвека назад в Литве» в прошлом номере, были выставлены в Актовом зале Вильнюсского университета на ул. Чюрлёнё, а врача Оны Сурплене – в Министерстве здравоохранения, в котором она проработала многие годы.
Проститься с погибшими, на мой, очевидца, взгляд, пришла, наверное, половина Вильнюса. Приехал и Антанас Снечкус.
#gruodis #Литва #Lietuva #Lithuania #LietuvosRespublika #ЛитовскоеБратство #авиакатастрофа #Петлясудьбы

Изображение Изображение
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x)
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение