И вновь печальная годовщина...
Сорок пять лет назад, нарушив всё и вся, заплатили своей жизнью (хорошо, что не жизнями товарищей и судьбой своего корабля - Ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667Б проекта («Мурена») "К-171") за свою преступную самонадеянность (лично я так бы произошедшее охарактеризовал) командир БЧ-5 капитан 3 ранга - инженер Герой Советского Союза (!) Таптунов Юрий Иванович, помощник начальника ЭМС по живучести капитан 2 ранга - инженер Шаров Анатолий Егорович и старшина команды спецтрюмных мичман Кащук Александр Григорьевич.
Сначала немного о корабле. Подводная лодка "К-171" 24 января 1973 года заложена на стапеле цеха №-50 ПО «Севмашпредприятие» как Крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами. 6 февраля 1973 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. В сентябре 1974 года спущена на воду. 10 октября 1974 года поднят Военно-Морской флаг. С 10 октября по 12 ноября 1974 года выполнила задачи заводских ходовых испытаний. С 13 ноября по 28 декабря 1974 года выполнила задачи государственных ходовых испытаний. 29 октября 1974 года вступила в строй. 23 января 1975 года включена в состав 41-й Дивизии подводных лодок 11-й Флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота с базированием в Гремихе. С 15 января по 4 апреля 1976 года совершила групповой трансокеанский межфлотский переход из Гремихи на Дальний Восток через пролив Дрейка. 25 мая 1976 года за успешное выполнение этого задания, командир подводной лодки и командир БЧ-5 инженер-капитан 3 ранга Ю.Топтунов были удостоены звания Героя СССР, большая группа офицеров и мичманов награждена правительственными наградами. 6 мая 1976 года К-171 перечислена в состав 25-й Дивизии подводных лодок 2-й Флотилии подводных лодок с базированием в бухте Крашенинникова. 12 ноября 1976 года награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». 25 июля 1977 года переклассифицирована в Ракетный Подводный Крейсер (РПК). Кстати, на "К-171" были и ещё различные аварийные происшествия, но мы сейчас не об этом.
Итак, 29 декабря 1978 года "К-171" прибыла в район ракетной стрельбы, произвела окончательную дифферентовку и начала готовиться к погружению. В этот момент командованию (на борту находились - командующий 2-й ФлПЛ вице-адмирал Б.Громов и НШ 25-й ДиПЛ капитан 1 ранга О.Ерофеев, которые лично руководили производством практической ракетной стрельбы) поступил устный доклад об УЖЕ ПРОИЗОШЕДШЕМ (!) аварийном происшествии в седьмом отсеке, приведшем к гибели троих подводников. Выяснилось, что в период приготовления подводной лодки к бою и походу по окончанию пополнения запаса питательной воды с берега старшина команды спецтрюмных мичман А.Кащук не проверил закрытие клапана приѐма питательной воды с берега. В результате ранее, ещё накануне, при проведении первой дифферентовки, забортная вода через открытый клапан поступила в подпиточную ѐмкость и раздавила её. Несколько тонн забортной воды поступило в кормовую аппаратную выгородку с неработающим реактором. Пытаясь скрыть произошедшее, командир БЧ-5 Ю.Таптунов не доложил командованию корабля о сложившейся ситуации. Находившийся на борту старший от ЭМС 25-й ДиПЛ ПомНЭМС по живучести капитан 3 ранга А.Шаров вошёл в преступный сговор с командиром БЧ-5 и также не доложил старшим начальникам на борту о случившемся. Под руководством командира БЧ-5 личный состав кормовых отсеков вѐдрами осушал аппаратную выгородку от забортной воды, передавая их по цепочке в нижнее помещение восьмого отсека с последующей откачкой воды за борт. Когда вѐдрами уже невозможно было осушить труднодоступные места вокруг ядерного реактора, командир БЧ-5 приказал отключить сигнализацию и запустить реактор на неконтролируемый разогрев для выпаривания воды. В какой-то момент командиру БЧ-5 показалось, что испарение идет слишком медленно. Чтобы лично оценить обстановку в аппаратной выгородке, туда направились командир БЧ-5 капитан 2 ранга Ю.Таптунов, заместитель НЭМС 25-й ДиПЛ по живучести капитан 3 ранга А.Шаров и старшина команды спецтрюмных мичман А.Кащук. Они задраили за собой переборочную дверь аппаратной выгородки. В этот момент вода в кессонах вокруг реактора вскипела - возник эффект скороварки. Из-за резко возросшего давления внутри аппаратной выгородки они её уже не смогли открыть сами. Ни вручную, ни ломом снаружи переборочную дверь аппаратной выгородки открыть тоже не смогли, пока командир седьмого отсека старший лейтенант В.Черных не открыл клинкет сравнивания давления между аппаратной выгородкой и отсеком. Когда открыли аппаратную выгородку, все трое уже погибли. Только тогда (!) был произведён доклад командиру корабля и вышестоящим начальникам. После доклада на флот и в Москву, ракетную стрельбу отменили.
30 декабря 1978 года К-171 с приспущенным флагом пришла в базу.
И в дальнейшем с данным кораблём не всё было штатно.
В феврале 1980 года при выполнении ракетной стрельбы по неизвестной причине ракета взорвалась на 54-й секунде полета. В период несения Боевой Службы в 1980 году на подводной лодке произошел ряд происшествий: при отходе от пирса произошел пожар в 10-м отсеке на щите ГЭД. Силами личного состава повреждения были устранены в ходе плавания. Далее, на 21-е сутки на работающем реакторе была обнаружена неплотность первого контура, в реакторном отсеке повысилась аэрозольная активность воздуха, на подводной лодке объявлена «Радиационная опасность», аварийный реактор
вывели из действия. Личный состав 8-го, 9-го и 10-го отсеков отрезан от носовых отсеков и в течение нескольких суток был вынужден питаться аварийным запасом пищи. По приходу командованию было доложено о произошедших авариях. Командование дивизии и флотилии факт радиационной аварии скрыло, представив еѐ как техническую поломку и на четыре года отправило К-171 в ремонт, даже не произведя медицинского обследования личного состава. Только
в 1993 году факт радиационной аварии был признан.
С июня 1981 года по 29 декабря 1984 года на ДВЗ «Звезда» в п.Большой Камень К-171 прошла средний ремонт. 28 апреля 1992 года К-171 была переклассифицирована в атомный подводный крейсер стратегического назначения, и в сентябре 1994 года была перечислена в состав 26-й Дивизии подводных лодок 4-й Эскадры подводных лодок ТОФ с базированием в бухте Павловского.
28 марта1995 года подводная лодка К-171 выведена из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и поставлена в бухте Павловского на отстой. 6 октября 1999 года отбуксирована на ФГУП ОАО «Звезда» в п.Большой Камень на утилизацию. 19 марта 2001 года в торжественной
обстановке в музей ФГУП ОАО ДВЗ «Звезда» передана закладная табличка.
Друзья, не так давно мы разбирали сравнительный уровень аварийности русских\советских\российских подводных лодок и могли убедиться, насколько многообразны причины, приводящие к гибели по-настоящему мужественных людей. Безусловно опасности подстерегают подводника повсюду, но бывает, когда моряки, даже многоопытные и высококвалифицированные, сами находят себе приключения на ...).
Лично мне, прослужившему 11 лет в офицерских должностях на различных подводных лодках и четырежды ходившему на боевые службы, эта ситуация представляется совсем уж запредельной: мне никогда и в голову не могло бы прийти не доложить по команде о технической неисправности в заведовании, тем более, такой серьёзной.
Впрочем, как бы то ни было: мир памяти погибших!
И вновь печальная годовщина ⇐ Новости из\про СССР
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
6 сентября – 45 годовщина со дня смерти французского лётчика Пьера Пуйяда
Anonymous » » в форуме Новости из\про СССР - 0 Ответы
- 22 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-