Как "враги народа" создали в СССР стратегическую авиацию
Кульминация каждого парада - пролет над Красной площадью стратегических ракетоносцев. История их создания связана с именами выдающихся авиационных конструкторов, подвергнутых до войны необоснованным репрессиям:
1. Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972) генерал-полковник инженер Туполев Андрей Николаевич (1888–1972). Он совершил переворот в авиационной промышленности, запустив в производство цельнометаллические самолеты АНТ, тяжелые и дальние самолеты ТБ.
В январе 1936 года Туполев был назначен первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности в Наркомате тяжелой промышленности. Одновременно возглавил выделенное из системы ЦАГИ конструкторское бюро с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).
Его арестовали 21 октября 1937 года, в рабочем кабинете на площади Ногина. Перечень обвинений был длинным: организация «русско-фашистской партии», «вредительство при подготовке рекордных перелетов Громова, внедрение в работу порочной американской технологии, срыв перелета Леваневского в Америку и т.п.
Долгое время ходили слухи о том, что Туполев спрятал чертежи своего самолета в лонжеронах крыла самолета АНТ-25, на котором ничего не подозревавший об этом Чкалов переправил их в Америку. На самом деле, по мере продвижения следствия к завершению, на первый план вышло обвинение в том, что конструктор «являлся агентом французской разведки и передавал шпионские сведения французскому министру авиации Денену[1].
Более года Туполев провел в Бутырской тюрьме. В феврале 1939 года его перевели в авиационную «шарашку ЦКБ-29, где он разработал фронтовой бомбардировщик Ту-2.
28 мая 1940 года Туполев был заочно осужден Военной коллегией по нескольким пунктам контрреволюционной 58-й статьи на 15 лет лишения свободы, с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества, в декабре того же года – лишен всех государственных наград. Летом 1941 года конструктор был освобожден из заключения, со снятием судимости. Реабилитирован в апреле 1955 года.
Всего под руководством Туполева создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых выпускались серийно. Среди самых известных самолетов-бомбардировщиков - стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947), первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959) и другие.
2. Герой Социалистического Труда (1957) генерал-майор-инженер Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978) до войны трудился в КБ Туполева, работал начальником конструкторского отдела завода № 84.
Мясищев был арестован 4 января 1938 года и тоже направлен в ЦКБ-29 НКВД СССР. В деле имеется всего лишь один протокол его допроса от 11 февраля того же года, согласно которому он признал участие в антисоветской организации и своей вредительской деятельности.
Мясищев был заочно осужден Военной коллегией в тот же день, что и Туполев. Его приговорили к 10 годам лишения свободы. Даты досрочного освобождения и реабилитации также полностью совпадают с туполевскими. Между тем, их видение путей развития дальней авиации существенно разнилось.
В годы войны Мясищев работал над созданием дальнего двухмоторного бомбардировщика ДВБ-102 и четырехмоторного реактивного РБ-17. В этих самолетах с использованием новейших технологий были сконструированы герметические кабины экипажа, трехколесные шасси с носовой опорой, дистанционное управление стрелково-пушечным вооружением и др. Но в серию они не пошли.
В феврале 1946 года ОКБ Мясищева было расформировано по мотивам его «малой отдачи». Но конструктор не сдавался, продолжал выдвигать новые идеи. В начале 50-х годов он обратился в правительство с предложением о создании стратегического бомбардировщика, оснащенного 4 турбореактивными двигателями, с дальностью полёта 11-12 тысяч километров.
Это предложение Мясищева было поддержано Сталиным. В 1951 году ОКБ № 23 было воссоздано и через два года самолет «М-4» (в условиях жесткой конкуренции с КБ Туполева) был спроектирован, построен и запущен в серию.
Впервые стратегический бомбардировщик М-4 был продемонстрирован всему миру 1 мая 1954 года, во время воздушного парада на Красной площади. Он стал первым серийным реактивным самолетом-носителем ядерного оружия в мире (опередив B-52). Потом была радикальная модернизация М-4, которая завершилась созданием реактивного стратегического бомбардировщика «3М» – главной ударной силы дальней авиации СССР в 60-е годы.
На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
В 1959 году совершил свой первый полёт опытный образец сверхзвукового стратегического ракетоносца М-50. Но в серию этот и другие самолеты Мясищева больше не пошли.
Соратник Мясищева конструктор Л.Л. Селяков писал, что «Мясищев опережал свое время, его идеи находили выход и через десять, и через пятнадцать лет, и ему тоже приходилось слышать шепот завистливого неверия»[2].
3. Герой Социалистического Труда (1972) Марков Дмитрий Сергеевич (1905-1992) с 1932 года работал главным инженером завода № 1, руководил внедрением в серию самолетов И-7, Р-5 и его модификаций.
Марков был арестован 6 ноября 1938 года. В ходе следствия категорически отрицал какую-либо вину. Осужден Военной коллегией 14 мая 1939 года к 15 годам лишения свободы, как участник «террористической диверсионно-вредительской организации, действовавшей в авиационной промышленности СССР»[3].
Осужденный авиаконструктор был направлен в ЦКБ-29, и в дальнейшем его жизнь проходила по тому же разработанному НКВД алгоритму и сценарию.
После войны Марков, будучи заместителем главного конструктора Туполева, руководил работами по созданию основных самолетов в ОКБ-156: Ту-4, Ту-16, Ту-22 и их модификаций, а также пассажирских реактивных самолетов.
Самолет Ту-4 (в варианте Ту-4А) стал первым отечественным носителем атомного оружия.
Основной вклад Маркова в военное авиастроение связан с созданием, доводкой и модернизацией одного из лучших в мире ракетоносцев-бомбардировщиков – многорежимного Ту-22М, с изменяемой в полете стреловидностью крыла.
Этому великолепному самолету, ставшему венцом творческой карьеры Маркова, он посвятил в общей сложности 25 лет своей жизни.
4. Герой Социалистического Труда (1957) Базенков Николай Ильич (1901-1973) с 1927 года работал в конструкторском бюро завода № 22 имени 10-летия Октября, участвовал в серийном выпуске самолетов ТБ-3 и СБ.
В 1938 году Базенков был арестован органами НКВД и осужден Военной коллегией по контрреволюционным статьям на 5 лет лагерей. В «туполевской шарашке» стал в 1942 году заместителем Туполева по серийному выпуску Ту-2. После войны возглавлял работы по реактивному самолету-торпедоносцу Ту-14.
С 1952 года Базенков являлся руководителем (главным конструктором) скоростного дальнего бомбардировщика Ту-95 и всех его модификаций. До сего времени это – единственный в мире серийный бомбардировщик-ракетоносец с турбовинтовыми двигателями, несущий боевое дежурство и выполняющий патрулирование вдоль границ стран НАТО.
5. Герой Социалистического Труда (1972) Егер Сергей Михайлович (1914-1987) с 1932 года работал в ЦАГИ, на авиазаводах № 39 и № 240 (Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина). Арестован 23 марта 1938 года как лицо, «подозрительное по шпионажу».
В мае 1940 года Егер заочно осужден на 10 лет лишения свободы. В ЦКБ-29 работал с Туполевым в бригаде общих видов над ПБ, Ту-2 и его модификациями. В июле 1941 года Егер досрочно освобождён со снятием судимости. С 1943 г. - начальник отдела технических проектов ОКБ А.Н. Туполева. С июля 1951 года руководил разработкой тактико-технических требований к новому стратегическому бомбардировщику Ту-95 и его эскизному проектированию. Участвовал в создании семейства самолетов Ту-22 и Ту-22М, руководил перспективными работами по стратегической ударной системе Ту-135, предназначенной для уничтожения крылатыми или баллистическими ракетами авианосных соединений противника. Проект был свернут, после указаний Н.С. Хрущева о прекращении работ по авиационной тематике в пользу МБР. Однако многие технические наработки были позже использованы при создании ракетоносцев Ту-22М и Ту-160.
6. Герой Социалистического Труда (1981) Кирсанов Николай Васильевич (1914-2002) в 1937-1941 годах работал инженером-конструктором на заводе № 81.
Кирсанов был арестован 28 ноября 1938 г. по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-1а, 58-10 и 58-11 УК РСФСР. В январе 1940 г. вынесено постановление о прекращении уголовного дела по двум статьям и выделении дела по ст. 58 - 10 УК РСФСР в отдельное производство. В 1941-1943 годах – начальник конструкторской бригады на заводе № 166 в Омске, участник создания и производства серийных Ту-2. С 1943 по 1968 год руководил отделом специальных конструкций, в котором были созданы катапультируемые кресла для ряда самолетов, отработана система аварийного покидания для Ту-95. В 1968 году Кирсанов назначен заместителем главного конструктора, а с 1974 года – главным конструктором самолетов семейства Ту-95.
7. Герой Социалистического Труда (1957) Минкнер Курт Владимирович (1903-1972) – крупный специалист по силовым авиационным установкам.
С 1920 года занимался их проектированием и испытанием. Инженер лаборатории Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ). Арестован НКВД в 1937 году. Осужден Военной коллегией по контрреволюционным статьям на 10 лет лагерей. Работал в «шарашке» над силовыми установками опытных самолетов «100» (прототип Пе-2) и «102» (ДВБ-102). С июля 1945 года – заместитель А.Н.Туполева по силовым установкам. Под его руководством спроектированы и внедрены силовые установки для самолетов Ту-12, Ту-14, Ту-82, Ту-16, Ту-95, Ту-22 и др.
Приведенный перечень репрессированных авиаконструкторов, внесших существенный вклад в развитие Дальней авиации, – далеко не полный.
Можно также упомянуть Л.Л. Кербера – специалиста в области авиационного оборудования; А.В. Надашкевича – конструктора оборонительного и бомбардировочного вооружения самолетов; Г.А. Озерова – ведущего специалиста в области прочностных испытаний авиационных конструкций; А.Э. Стерлина – специалиста в области аэродинамики и др.
[1] Надзорное производство военной коллегии по делу А.Н. Туполева, С. 9.
[2]Цит. по: Д. Гай. Небесное притяжение. Московский рабочий. 1984.
[3] Надзорное производство военной коллегии по делу Д.С. Маркова, С. 4.
Вячеслав Звягинцев
Как "враги народа" создали в СССР стратегическую авиацию Кульминация каждого парада - пролет над Красной площадью страте ⇐ Новости из\про СССР
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение