Как "враги народа" создали в СССР стратегическую авиацию Кульминация каждого парада - пролет над Красной площадью стратеНовости из\про СССР

Расскажем будущим поколениям о том, что помним
Освежим воспоминания в памяти
Ответить Пред. темаСлед. тема
Anonymous
 Как "враги народа" создали в СССР стратегическую авиацию Кульминация каждого парада - пролет над Красной площадью страте

Сообщение Anonymous »

Как "враги народа" создали в СССР стратегическую авиацию
Кульминация каждого парада - пролет над Красной площадью стратегических ракетоносцев. История их создания связана с именами выдающихся авиационных конструкторов, подвергнутых до войны необоснованным репрессиям:
1. Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972) генерал-полковник инженер Туполев Андрей Николаевич (1888–1972). Он совершил переворот в авиационной промышленности, запустив в производство цельнометаллические самолеты АНТ, тяжелые и дальние самолеты ТБ.
В январе 1936 года Туполев был назначен первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности в Наркомате тяжелой промышленности. Одновременно возглавил выделенное из системы ЦАГИ конструкторское бюро с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).
Его арестовали 21 октября 1937 года, в рабочем кабинете на площади Ногина. Перечень обвинений был длинным: организация «русско-фашистской партии», «вредительство при подготовке рекордных перелетов Громова, внедрение в работу порочной американской технологии, срыв перелета Леваневского в Америку и т.п.
Долгое время ходили слухи о том, что Туполев спрятал чертежи своего самолета в лонжеронах крыла самолета АНТ-25, на котором ничего не подозревавший об этом Чкалов переправил их в Америку. На самом деле, по мере продвижения следствия к завершению, на первый план вышло обвинение в том, что конструктор «являлся агентом французской разведки и передавал шпионские сведения французскому министру авиации Денену[1].
Более года Туполев провел в Бутырской тюрьме. В феврале 1939 года его перевели в авиационную «шарашку ЦКБ-29, где он разработал фронтовой бомбардировщик Ту-2.
28 мая 1940 года Туполев был заочно осужден Военной коллегией по нескольким пунктам контрреволюционной 58-й статьи на 15 лет лишения свободы, с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества, в декабре того же года – лишен всех государственных наград. Летом 1941 года конструктор был освобожден из заключения, со снятием судимости. Реабилитирован в апреле 1955 года.
Всего под руководством Туполева создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых выпускались серийно. Среди самых известных самолетов-бомбардировщиков - стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947), первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959) и другие.
2. Герой Социалистического Труда (1957) генерал-майор-инженер Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978) до войны трудился в КБ Туполева, работал начальником конструкторского отдела завода № 84.
Мясищев был арестован 4 января 1938 года и тоже направлен в ЦКБ-29 НКВД СССР. В деле имеется всего лишь один протокол его допроса от 11 февраля того же года, согласно которому он признал участие в антисоветской организации и своей вредительской деятельности.
Мясищев был заочно осужден Военной коллегией в тот же день, что и Туполев. Его приговорили к 10 годам лишения свободы. Даты досрочного освобождения и реабилитации также полностью совпадают с туполевскими. Между тем, их видение путей развития дальней авиации существенно разнилось.
В годы войны Мясищев работал над созданием дальнего двухмоторного бомбардировщика ДВБ-102 и четырехмоторного реактивного РБ-17. В этих самолетах с использованием новейших технологий были сконструированы герметические кабины экипажа, трехколесные шасси с носовой опорой, дистанционное управление стрелково-пушечным вооружением и др. Но в серию они не пошли.
В феврале 1946 года ОКБ Мясищева было расформировано по мотивам его «малой отдачи». Но конструктор не сдавался, продолжал выдвигать новые идеи. В начале 50-х годов он обратился в правительство с предложением о создании стратегического бомбардировщика, оснащенного 4 турбореактивными двигателями, с дальностью полёта 11-12 тысяч километров.
Это предложение Мясищева было поддержано Сталиным. В 1951 году ОКБ № 23 было воссоздано и через два года самолет «М-4» (в условиях жесткой конкуренции с КБ Туполева) был спроектирован, построен и запущен в серию.
Впервые стратегический бомбардировщик М-4 был продемонстрирован всему миру 1 мая 1954 года, во время воздушного парада на Красной площади. Он стал первым серийным реактивным самолетом-носителем ядерного оружия в мире (опередив B-52). Потом была радикальная модернизация М-4, которая завершилась созданием реактивного стратегического бомбардировщика «3М» – главной ударной силы дальней авиации СССР в 60-е годы.
На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
В 1959 году совершил свой первый полёт опытный образец сверхзвукового стратегического ракетоносца М-50. Но в серию этот и другие самолеты Мясищева больше не пошли.
Соратник Мясищева конструктор Л.Л. Селяков писал, что «Мясищев опережал свое время, его идеи находили выход и через десять, и через пятнадцать лет, и ему тоже приходилось слышать шепот завистливого неверия»[2].
3. Герой Социалистического Труда (1972) Марков Дмитрий Сергеевич (1905-1992) с 1932 года работал главным инженером завода № 1, руководил внедрением в серию самолетов И-7, Р-5 и его модификаций.
Марков был арестован 6 ноября 1938 года. В ходе следствия категорически отрицал какую-либо вину. Осужден Военной коллегией 14 мая 1939 года к 15 годам лишения свободы, как участник «террористической диверсионно-вредительской организации, действовавшей в авиационной промышленности СССР»[3].
Осужденный авиаконструктор был направлен в ЦКБ-29, и в дальнейшем его жизнь проходила по тому же разработанному НКВД алгоритму и сценарию.
После войны Марков, будучи заместителем главного конструктора Туполева, руководил работами по созданию основных самолетов в ОКБ-156: Ту-4, Ту-16, Ту-22 и их модификаций, а также пассажирских реактивных самолетов.
Самолет Ту-4 (в варианте Ту-4А) стал первым отечественным носителем атомного оружия.
Основной вклад Маркова в военное авиастроение связан с созданием, доводкой и модернизацией одного из лучших в мире ракетоносцев-бомбардировщиков – многорежимного Ту-22М, с изменяемой в полете стреловидностью крыла.
Этому великолепному самолету, ставшему венцом творческой карьеры Маркова, он посвятил в общей сложности 25 лет своей жизни.
4. Герой Социалистического Труда (1957) Базенков Николай Ильич (1901-1973) с 1927 года работал в конструкторском бюро завода № 22 имени 10-летия Октября, участвовал в серийном выпуске самолетов ТБ-3 и СБ.
В 1938 году Базенков был арестован органами НКВД и осужден Военной коллегией по контрреволюционным статьям на 5 лет лагерей. В «туполевской шарашке» стал в 1942 году заместителем Туполева по серийному выпуску Ту-2. После войны возглавлял работы по реактивному самолету-торпедоносцу Ту-14.
С 1952 года Базенков являлся руководителем (главным конструктором) скоростного дальнего бомбардировщика Ту-95 и всех его модификаций. До сего времени это – единственный в мире серийный бомбардировщик-ракетоносец с турбовинтовыми двигателями, несущий боевое дежурство и выполняющий патрулирование вдоль границ стран НАТО.
5. Герой Социалистического Труда (1972) Егер Сергей Михайлович (1914-1987) с 1932 года работал в ЦАГИ, на авиазаводах № 39 и № 240 (Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина). Арестован 23 марта 1938 года как лицо, «подозрительное по шпионажу».
В мае 1940 года Егер заочно осужден на 10 лет лишения свободы. В ЦКБ-29 работал с Туполевым в бригаде общих видов над ПБ, Ту-2 и его модификациями. В июле 1941 года Егер досрочно освобождён со снятием судимости. С 1943 г. - начальник отдела технических проектов ОКБ А.Н. Туполева. С июля 1951 года руководил разработкой тактико-технических требований к новому стратегическому бомбардировщику Ту-95 и его эскизному проектированию. Участвовал в создании семейства самолетов Ту-22 и Ту-22М, руководил перспективными работами по стратегической ударной системе Ту-135, предназначенной для уничтожения крылатыми или баллистическими ракетами авианосных соединений противника. Проект был свернут, после указаний Н.С. Хрущева о прекращении работ по авиационной тематике в пользу МБР. Однако многие технические наработки были позже использованы при создании ракетоносцев Ту-22М и Ту-160.
6. Герой Социалистического Труда (1981) Кирсанов Николай Васильевич (1914-2002) в 1937-1941 годах работал инженером-конструктором на заводе № 81.
Кирсанов был арестован 28 ноября 1938 г. по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-1а, 58-10 и 58-11 УК РСФСР. В январе 1940 г. вынесено постановление о прекращении уголовного дела по двум статьям и выделении дела по ст. 58 - 10 УК РСФСР в отдельное производство. В 1941-1943 годах – начальник конструкторской бригады на заводе № 166 в Омске, участник создания и производства серийных Ту-2. С 1943 по 1968 год руководил отделом специальных конструкций, в котором были созданы катапультируемые кресла для ряда самолетов, отработана система аварийного покидания для Ту-95. В 1968 году Кирсанов назначен заместителем главного конструктора, а с 1974 года – главным конструктором самолетов семейства Ту-95.
7. Герой Социалистического Труда (1957) Минкнер Курт Владимирович (1903-1972) – крупный специалист по силовым авиационным установкам.
С 1920 года занимался их проектированием и испытанием. Инженер лаборатории Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ). Арестован НКВД в 1937 году. Осужден Военной коллегией по контрреволюционным статьям на 10 лет лагерей. Работал в «шарашке» над силовыми установками опытных самолетов «100» (прототип Пе-2) и «102» (ДВБ-102). С июля 1945 года – заместитель А.Н.Туполева по силовым установкам. Под его руководством спроектированы и внедрены силовые установки для самолетов Ту-12, Ту-14, Ту-82, Ту-16, Ту-95, Ту-22 и др.
Приведенный перечень репрессированных авиаконструкторов, внесших существенный вклад в развитие Дальней авиации, – далеко не полный.
Можно также упомянуть Л.Л. Кербера – специалиста в области авиационного оборудования; А.В. Надашкевича – конструктора оборонительного и бомбардировочного вооружения самолетов; Г.А. Озерова – ведущего специалиста в области прочностных испытаний авиационных конструкций; А.Э. Стерлина – специалиста в области аэродинамики и др.

[1] Надзорное производство военной коллегии по делу А.Н. Туполева, С. 9.
[2]Цит. по: Д. Гай. Небесное притяжение. Московский рабочий. 1984.
[3] Надзорное производство военной коллегии по делу Д.С. Маркова, С. 4.
Вячеслав Звягинцев

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x)
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение