Не вполне соглашусь с тезисом, что руководители экономики СССР ограничивали производство потребительских товаров, только для того, чтобы «создать дефицит» (и продавать их дороже) – тут идея была чуть сложнее. Это были те же самые «ножницы цен», действовавшие в 1920-е годы, и, скажем так, поднятые на новый уровень.
Как работали «ножницы цен» в угаре НЭПа? – покупаем у крестьянина сельхозпродукцию дёшево, продаём ему промышленную продукцию дорого, разницу используем по своему усмотрению (к концу 1920-х «крестьянин» врубился в чём тут дело, и стал сокращать посев, на что товарищ Сталин ответил коллективизацией).
Но дальше начальство сыграло той же картой уже с рабочими – в ситуации торговой монополии, дороговизна потребительских товаров означала на макроуровне дешевизну труда (какая разница, какую зарплату получал рабочий на государственном заводе! Важно, что он шёл в государственный же магазин и покупал все втридорога – в этой ситуации его труд, выраженный в «товарах» стоил дёшево)
Надо сказать, что «рабочий» тоже врубился в чём тут дело, и начал… правильно, снижать производительность. Начальство не думало долго, а начало фактически оплачивать такой низкопроизводительный труд «подакцизным товаром» – водкой. Потребление алкоголя в период с 1958 го по 1973 год, между двумя «постановлениями о борьбе с пьянством», выросло вдвое.
Впрочем, правительство не прочь было бы и увеличить выпуск потребительских товаров. Но каждое решение в этой области упиралось в «распределение фондов». В «формально распланированной» экономике рост выпуска потребительских товаров, продаваемых по фиксированным ценам, означал сокращение свободных ресурсов для «промышленности», поэтому «свободных фондов» для потребления не находилось…
Не вполне соглашусь с тезисом, что руководители экономики СССР ограничивали производство потребительских товаров, только ⇐ Новости из\про СССР
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение