История КМЗ глазами главного конструктора заводаНовости из\про СССР

Расскажем будущим поколениям о том, что помним
Освежим воспоминания в памяти
Ответить Пред. темаСлед. тема
Anonymous
 История КМЗ глазами главного конструктора завода

Сообщение Anonymous »

История КМЗ глазами главного конструктора завода. 1945-1952 годы.
Киевский мотоциклетный завод создан 01 декабря 1945 года на основании приказа наркома среднего машиностроения СССР №362/с от 26.09.1945 из небольшого (394 работника) бронетанкового ремонтного завода №8.
В качестве прототипа будущего киевского мотоцикла выбрали NSU Quick.
Его техническая и технологическая документация была переработана специалистами ВКБ (Ведущее конструкторское бюро), однако двигатели в первые три года выпуска поставлял германский завод «Sachs».
Выпущенные в декабре 1945 года первые 10 машин назвали «Киевлянин». В технических документах они имели обозначали К1Б — киевский, первая модель, второй (т.е. «Б») вариант.
Ветеран Киевского мотозавода П.Мантула рассказывал, что наркомату среднего машиностроения было поручено перебазировать из Германии завод, выпускавший малолитражные мотоциклы. С этой целью туда направили группу из 10 советских специалистов разных организаций.
По прибытии на завод выяснилось, что завод «Вандер Верке» из г. Хемница изготавливал всего 10% деталей и узлов производившегося мотоцикла. При этом основные узлы и детали получались по кооперации. Кроме того, оказалось, что некоторые из фирм, поставлявших детали, прекратили свое существование, а другие расположены в оккупационных зонах.
Для размещения в Киеве производства «Вандер Верке» из двух сотен специалистов местного мотоциклетного производства была создана организация для проектирования и изготовления отсутствующего оборудования и оснастки.
В процессе демонтажа завода «Вандер Верке» в Киев, было упаковано и отгружено 295 вагонов оборудования, комплект режущего и измерительного инструмента, материалов и полуфабрикатов, а также отдельных готовых деталей и узлов, инструментальная сталь, в основном высоколегированная.
Серийный выпуск мотоциклов начали в сентябре 1946 года, после получения всего оборудования и оснащения.
1946 год.
Первое время завод делал только отдельные крепежные и штампованные детали, а остальное использовал из числа привезенных из Германии.
Из немецких агрегатов, узлов и деталей конструкции Wanderer Sport на КМЗ было собрано 100 мотовелосипедов К1Б «Киевлянин».
В этом же году КМЗ, на базе модели К1Б, спроектировал и изготовил для испытаний опытный образец механизированного экипажа для инвалидов войны с ампутированными или поврежденными конечностями.
1947 год.
Закончены испытания трех образцов модели К1В и изготовлено 144 серийных трицикла данной конструкции. Кроме того, выпущено 2844 мотовелосипеда (мопеда) К1Б. Также изготовлена небольшая партия К1Б-К для соревнований по пересеченной местности (c кик-cтартером, без велопривода заднего колеса) и на шоссе - К1Б-С (с повышенной степенью сжатия и питанием метанолом для увеличения мощности).
1948 год.
Первые годы КМЗ свои изделия собирал на стеллажах. Однако завод развивался и его производственные мощности росли. Начали строить литейный цех. Отдел главного механика изготовил ленточный конвеер длиной 12 м и сборку уже выполняли в 2 смены. Силовые агрегаты привозили из Австрии.
Технология изготовления деталей на КМЗ была на низком уровне. Литье имело отклонения по геометрии, было много брака. Трубы имели деформацию и следы коррозиии. Резьбу на деталях изготовляли поштучно, нешлифованными метчиками или плашками. «Штампованные» детали трицикла К1В жестянщики выбивали молотками по отметкам штамповки.
Для подготовки производства КМЗ в помещении гаража, где находились станки рембазы, организовали инструментальный цех. Оборудование было, в основном, мелкое, многие нужные производству станки отсутствовали. В связи с этим цех выполнял небольшие ремонты и изготавливал несложный режущий инструмент из простых углеродистых сталей. В основном завод работал на инструменте, привезенном из Германии, в связи с чем получил прозвище «Мотькина фабрика».
В этом же году на КМЗ создали мотокоманду под руководством тренера П.Вшевкова, спортсмены которой выступают на заводских изделиях в мотокроссе и линейно-шоссейных гонках.
Работников завода стало 1289 человек. Выпущено единиц техники: К1Б - 4592 штуки, К1В - 2021 штуку.
1949 год.
Трицикл К1В, при эксплуатации в условиях СССР, зарекомендовал себя как машина со слабеньким мотором и весьма ограниченным ресурсом. Пробег трицикла до капитального ремонта не превышал 6-7 тысяч километров. Он с трудом преодолевал скользкие подъемы обычной для СССР незаасфальтированной «дороги». Нередко он не мог преодолеть подъем и, в этом случае, руководство по эксплуатации рекомендовало водителю загружать единственное ведущее (левое) колесо, переместившись на сидении влево и крутить ручные «педали». Мотоколяска К1В не была популярной: КМЗ их производил за год всего пару тысяч штук, - и фронтовики это изделие называли «Спасибо Гитлеру».
К концу года КМЗ уже смог сам изготавливать серийно практически все детали и узлы мопеда К1Б и трицикла К1В (освоение производства мотора на КМЗ началось в 1947 году, передней и задней втулок колес в 1948 году).
Штат завода составлял 1295 работников. Мопедов К1Б выпущено 5305 штук, трициклов К1В - 1973 штуки.
1950 год.
Конструкторы ОГК на базе серийного мопеда К1Б спроектировали малолитражный (98 см3) мотоцикл К1Д. Он не имел педалей, оснащался кик-стартером и двигателем мощностью 3,3 л.с. Экспериментальным цехом было изготовлено 2 таких мотоцикла.
На КМЗ появилось новое оборудование, организовали цех централизованного раскроя металла. Выросли коллектив завода и программа выпуска мопедов и трициклов.
В Киев прибыли и начали подготовку производства мотоцикла М-72 специалисты расформированного Горьковского мотоциклетного завода. Коллектив КМЗ уже 1635 человек, выпущено 8949 мопедов К1Б и 3579 трициклов К1В.
1951 год.
Киевский мотозавод изготовил 7275 мопедов К1Б, после чего их производство было прекращено. Удвоен выпуск трициклов К1В, которых собрано 7114 штук.
1952 год.
Конструкторами завода на базе мопеда К1Б и силового агрегата мотоцикла DKW RT125 создан грузовой трицикл К1Г. Сфера его применения – перевозка легких грузов в городской торговой сети и межцеховые перевозки. Таких трициклов изготовлено 10 штук.
В двух цехах КМЗ (№2 и №3) демонтировано оборудование для изготовления агрегатов мопеда К1Б. На освобожденной площади установили привезенные из ГМЗ станки и оборудование для производства двигателя, сцепления и коробки передач мотоцикла М-72. В ІV квартале 1952 года КМЗ собрал первые 500 таких мотоциклов.
К концу года на мотозаводе уже 1900 работников. Выпущено 5002 трицикла К1В.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x)
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение